Что закреплено в ФЗ о правовом положении иностранных граждан?

Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиренко И. Н.

В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сиренко И. Н.

Текст научной работы на тему «Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД

6.20. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД

Сиренко И. Н., аспирант Государственный Университет Управления

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.

В настоящее время вопросы положения иностранных граждан в Российской Федерации становятся все более актуальными. И особенно в данной сфере выделяется проблема привлечения иностранного гражданина на работу.

Рассматривая указанную проблематику, нужно отдать должное российскому законодателю, который с катастрофической скоростью пытается модернизировать действующие правовые акты, с одной стороны облегчая иностранцам процедуры при оформлении на работу, а с другой вводя все больше ограничений.

Однако, к сожалению, огромное количество нововведений не всегда соотносится внутри себя и часто создает еще больше коллизий. Кроме того, несмотря на внесенные изменения в действующем законодательстве остается еще немало пробелов и противоречий, начиная с понятийного аппарата.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» закрепил следующие основные понятия: иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

работодатель – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров (в качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);

заказчик работ (услуг) – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (в качестве заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осущест-

вление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности1.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Следовательно, данная категория лиц, также как и граждане России, при вступлении в трудовые отношения должна заключать трудовой договор. В этом случае они сразу же попадают под действия как положений Трудового кодекса Российской Федерации, так и статей других законов: о социальном и пенсионном обеспечении и, главное, о налогах. Но прежде иностранные граждане все-таки должны быть зарегистрированы, а так же должны получить разрешение на работу.

Рассматривая данный вопрос нельзя не обратиться к изначальному понятийному аппарату Закона.

Исходя из определения «разрешения на работу», оно выдается исключительно иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации. Таким образом, постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а приоре, не должны упоминаться при рассмотрении данного вопроса.

Однако в пункте четвертом статьи 13 Закона содержится перечень исключений из этого разрешительного порядка. Указанный разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4)являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия препо-

1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 1 ст. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

давательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Как видно, согласно Закону, среди категорий иностранных граждан, которым не требуется разрешение на работу, нет временно проживающих иностранных граждан, тогда как постоянно проживающие иностранцы здесь поименованы. К тому же перечень является строго закрытым. Данное разночтение усугубляется тем, что положение о временно проживающих иностранцах из данного пункта Закона было исключено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ2.

Таким образом, исходя из логики построения нормативного правового акта, разрешение как вид ограничений для осуществления трудовой деятельности, в настоящее время требуется не только временно прибывающим иностранным гражданам, но и временно проживающим на территории Российской Федерации. Данное положение является резко противоречивым как с точки зрения юридической техники, так и с точки зрения практики.

В связи с этим, с января 2007 года перед получившими разрешение на временное проживание гражданами встал актуальный вопрос – каким образом им теперь оформлять трудовые отношения.

Читайте также:
Нужна ли виза в Канаду для граждан Украины в 2022 году

Решение же данной коллизии довольно простое. Основываясь на том, что изначально понятие иностранного работника, а также непосредственно разрешения на работу четко определило сферу действия данного документа, необходимо исключить постоянно проживающих иностранных граждан из перечня лиц, которым данное разрешение не требуется. В этом случае будут сняты противоречия, выявляющиеся при практическом применении норм Федерального закона.

Теперь, рассмотрев позицию работника, рассмотрим также позицию работодателя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» работодатель, заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В настоящий момент это относится только к иностранцам, пребывающим на территорию России в визовом порядке. Но если наличие упрощенного порядка для привлечения иностранных граждан из ближнего зарубежья нареканий не вызывает, то в отношении наличия разрешения иностранцев из «дальних» стран имеется некоторая противоречивость. Опять же следует отметить особенности формулировки построения Закона. Остается не ясным, если работодатель привлекает таких иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации в соответствии с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо ли ему получать указанное разрешение?

По сути построения Закона, работодатель в данном случае не должен получать разрешение на привлечение рабочей силы. Однако в данном случае теряется логика и сама цель введения разрешительной доку-

2 Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации», 2006, № 30, ст. 3286.

ментации для осуществления возможности привлечения иностранцев работодателем. Ведь государство, ставя во главу всего принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, имеет интерес проверить, не возможно ли удовлетворить потребность работодателя трудом российских граждан или, по крайней мере, граждан из стран ближнего зарубежья. В данном же случае получается, что если работодатель привлекает временно проживающих или временно пребывающих иностранцев, то названный принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов не будет соблюден изначально.

Для решения указанного вопроса целесообразно было бы изменить определение работодателя и заказчика работ (услуг) в рамках Закона «О правовом положении иностранных граждан», введя определение «разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы» и обязуя тем самым работодателя получать разрешение на привлечение к работе любого иностранца, находящегося на территории Российской Федерации.

Кроме того, можно, например, предложить следующий вариант определения работодателя – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы и вступившее с указанными иностранными гражданами в трудовые отношения на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Соответствующим образом можно изменить и определение заказчика работ (услуг).

Таким образом, рассмотрев только некоторые вопросы применения норм Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», можно сделать вывод о необходимости его дальнейшей модернизации. При этом нужно учитывать как откровенные ошибки, допущенные законодателем, так и особые приоритетные направления, стоящие перед государством, такие как трудоустройство граждан Российской Федерации первоначально перед иностранными гражданами.

Проблема, представленная Сиренко И. Н. в статье, является, несомненно, актуальной. Указанная актуальность обусловлена необходимостью теоретического осмысления вопросов применения норм российского права в сфере реализации прав и свобод лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. Также актуальность исследования обусловлена и тем, что в общем объеме иммиграционных потоков большой удельный вес занимает миграция иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию. Из этого следует, что немаловажное значение имеют вопросы развития законодательства, регулирующего именно трудовые отношения с участием иностранных граждан.

Авторский подход к данной проблеме, как и выбранные Сиренко И. Н. методы ее изучения, представляют как теоретический, так и практический интерес. Так, внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации», предложенное Сиренко И. Н., может помочь решению как фундаментальных задач государственного строительства, так и оперативных политических задач.

В связи с изложенным, статья может быть рекомендована в печать.

управления, д.ю.н., профессор Абдулаев М. И.

Новое в законодательстве о правовом положении иностранцев в России

В последнее время, а особенно в 2013 году, все больше растет недовольство в обществе наплывом большого количества мигрантов в Россию, которые приезжают для осуществления трудовой деятельности, но не всегда легально, что приводит к криминализации общества. Правительство Российской Федерации в 2013 году внесло ряд изменений в миграционное законодательство с целью упорядочения въезда мигрантов в Россию, их трудовой деятельности, интеграции их в общество и продолжает обсуждать законопроекты по изменению миграционного законодательства для снижения социальной напряженности и минимизации остроты национального вопроса в многонациональном обществе России.

С января 2013 года безвизовые иностранцы подлежат обязательной дактилоскопии

Без прохождения процедуры дактилоскопии ни один иностранный гражданин не имеет права работать на территории нашей страны. Свои отпечатки пальцев обязаны оставить все иностранные граждане, которые обратятся в УФМС за оформлением документов на трудоустройство. Туристы, люди, приехавшие по делам или в гости к родственникам, дактилоскопической регистрации подвергаться не будут. Общая база дактилоскопических данных – это вопрос не только безопасности российских граждан в случае совершения иностранцами правонарушений, но и необходимость для самих приезжих.

Отмечу, что база данных с отпечатками пальцев необходима не только для борьбы с преступностью. Зачастую у трудовых мигрантов, в основном пребывающих из безвизовых стран, документы изымают работодатели, или, например, документы были утеряны. Для покупки билета с целью возвращения на родину требуется свидетельство о возвращении, для оформления которого нужно установить личность иностранного лица и сделать запрос в государство иностранного гражданина. На такие письменные запросы государства гражданства иностранных лиц отвечают длительное время, что вынуждает иностранного мигранта нелегально временно пребывать на территории России. Поэтому введение дактилоскопии может существенно сократить срок пребывания таких граждан на территории России в случае отсутствия документов, удостоверяющих личность.

Читайте также:
Как получить ВНЖ и переехать на постоянное место жительства в ОАЭ в 2022 году

Иностранные работники должны сдавать экзамен по русскому языку

Подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При смене работодателя иностранцу придется выехать за пределы России

Отмена получения Разрешения на работу для определенных категорий иностранцев

Иностранцы, имеющие статус временно проживающих в РФ, теперь не должны получать разрешение на работу (Подпункт 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (редакция Федерального Закона от 23.07.2013г.) (далее – Закон № 115-ФЗ). Следовательно, они могут беспрепятственно работать в России, но все-таки не в любом ее регионе, а только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (Пункты 4.2, 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Фирмам и предпринимателям, занимающимся розничной торговлей алкоголем, включая пиво (код ОКВЭД 52.25.1), в 2013 г. разрешено нанимать временно пребывающих в РФ иностранцев (в том числе безвизовых) (Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1243). Однако их численность не должна превышать 25% общей численности работников компании или предпринимателя.

При этом сохранились нулевые квоты (то есть полный запрет) на наем иностранцев для таких сфер деятельности, как:

  • розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31);
  • торговля в палатках и на рынках (код 52.62);
  • прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63).

Наказание для работодателей (компаний и предпринимателей) за нарушение этого запрета очень суровое: штраф в размере 800 тыс. – 1 млн. руб. за каждого мигранта или даже приостановление деятельности на срок до 90 суток (Часть 1 ст. 18.17 КоАП РФ). А директору компании придется расстаться с 45 тыс. – 50 тыс. руб.

Кроме того, усовершенствован порядок привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, а также иностранных работников в составе экипажей судов.

Так, в частности, работодателям (заказчикам работ, услуг) предоставлено право направлять в ФМС России и ее территориальные органы ходатайства о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов (заявления о продлении срока действия выданных им разрешений на работу) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Компании, привлекающие на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, получили возможность дистанционно заполнять и направлять по Интернету, в частности через портал госуслуг www.gosuslugi.ru, ряд документов, связанных с наймом высококвалифицированных иностранных специалистов, а именно:

  • ходатайство о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов (Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487) вместе с необходимыми документами (Пункт 6.2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ);
  • заявление работодателя о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированных иностранных специалистов (Приложение N 14 к Административному регламенту, утв. Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008) с пакетом дополнительных документов (Пункт 17.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Однако это не отменяет обязанности в течение 14 рабочих дней с момента отправки в электронном виде упомянутых ходатайства и заявления (Пункты 6.2, 9, 17.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ) представить их в орган ФМС в бумажном виде;
  • уведомления (Пункт 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ):
  • уведомление о выплате высококвалифицированным иностранным специалистам заявленной зарплаты (вознаграждения) (Приложение 7 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147);
  • уведомления о фактах предоставления высококвалифицированным иностранным специалистам отпуска без сохранения зарплаты свыше 1 месяца (Приложение 8 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147), а также расторжения с ними трудового (гражданско-правового) договора (Приложение 11 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147).

Запрет на работу по определенным профессиям для иностранцев

Работодатели (заказчики), имеющие право в соответствии с законом привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов к работе на территории РФ, должны подать в федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) в сфере миграции, ходатайство, с приложением соответствующих документов. На основании данного ходатайства, иностранному специалисту выдается разрешение на работу. В течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, члены его семьи вправе осуществлять на территории РФ трудовую деятельность при наличии у них разрешения на работу, а также проходить обучение в образовательных учреждениях и осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ.

Также внесены изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ об упразднении квот на выдачу приглашений высококвалифицированным иностранным специалистам на въезд в Российскую Федерацию. В результате чего квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации, не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Введена процедура установления личности иностранного гражданина, не имеющего документа, удостоверяющего личность

Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе:

  1. требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
  2. проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
  3. использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
  4. использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.

Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля.

Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.

Читайте также:
РВП для граждан Казахстана в 2022 году: как получить, документы

Также территориальным органом федерального органа исполнительной власти проводится процедура опознания с составлением протокола, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.

Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа.

Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.

Формы бланков заявления об установлении личности, справки о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина будут утверждены федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в более поздний срок.

Усиление контроля за законностью предоставленных иностранцами документов

Согласно поправкам не могут получить разрешение на работу в нашей стране иностранцы, которые в течение 10 предшествующих лет неоднократно выдворялись из России.

Усилена административная ответственность за правонарушения в области миграции. Расширяется перечень нарушений, за которые иностранцев будут безоговорочно выдворять из России. Причем трудовых мигрантов, повторно пойманных на осуществлении трудовой деятельности без разрешения на работу, станут выдворять принудительно. Процедура контролируемого самостоятельного выезда из страны к ним не применяется.

Вводятся повышенные штрафы за повторные нарушения миграционного законодательства и за те, что совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Установлен минимальный срок административного приостановления деятельности для работодателей, нарушающих миграционное законодательство, а именно не менее 14 суток. Вводится ответственность работодателей (заказчиков), привлекающих высококвалифицированных специалистов, за неуведомление и нарушение порядка уведомления миграционных органов о работе указанных лиц.

О привлечении работодателей в сфере строительства к ответственности за нарушения миграционного законодательства будут информировать СРО, членом которой они являются. Неоднократное привлечение к такой ответственности в течение года является основанием для исключения из членов СРО.

Ответственность за нарушение миграционного законодательства увеличена

Административный штраф за каждое из указанных нарушений составляет: для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. рублей. Наравне с указанными штрафами сохраняется и санкция в виде возможного запрета на въезд в Россию для иностранных граждан, предоставивших заведомо ложные сведения о цели своего въезда.

До введения указанных норм определение приглашающей стороны вытекало из положений постановления Правительства РФ от 24.03.2003 № 167. Этим же постановлением за приглашающей стороной была закреплена обязанность предоставлять перечисленные выше гарантии. Что касается ответственности за предоставление информации о цели въезда, то такая ответственность была предусмотрена и ранее, как в отношении иностранных граждан, так и в отношении организаций и их должностных лиц (ст. ст. 18.8, 18.9 КоАП РФ). Однако формулировки в КоАП РФ, устанавливающие ответственность организаций, были не четкими и допускали различное толкование. При отсутствии соответствующих норм в законе на практике было сложно привлечь к ответственности тех лиц, которые не исполняли должным образом предусмотренные законом обязанности в отношении иностранных граждан. Помимо этого, такое положение способствовало развитию злоупотреблений в данной сфере.

Таким образом, в настоящее время наблюдаются тенденции ужесточения ответственности за несоблюдение правил миграционного законодательства, а также изменения привил регистрационного учета, осуществления трудовой деятельности для высококвалифицированных иностранных работников для упрощения процесса интеграции мигрантов в российское общество. При этом Правительство РФ усиливает контроль за соблюдением законодательства. Знание последних новелл касательно трудовой деятельности иностранцев на территории России избавит компанию от многих нежелательных последствий.

От бухгалтеров требуют управленку: что делать?

Пройдите повышение квалификации по теме «Управленческий учет». Получите официальное удостоверение на 120 часов.

Научитесь всему: от настройки аналитики доходов и расходов до работы с финансовым анализом и внедрением всего в 1С. Записаться на курс можно тут.

Старт потока — 15 февраля, успейте записаться уже сейчас, программу курса смотрите здесь.

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ 2022 год. Последняя редакция

  • Артикул: 00490784
  • ISBN: 978-5-903050-25-3
  • Обложка: Мягкая обложка
  • Издательство: ЦЕНТРМАГ (все книги издательства)
  • Город: Москва
  • Страниц: 158
  • Формат: А5 (148×210 мм)
  • Год: 2022
  • Вес: 199 г

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Содержание
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 5.1. Изменение срока временного пребывания
Статья 5.2. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации
Статья 6. Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 6.1. Временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
Статья 7. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание
Статья 8. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 9. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство
Статья 10. Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации
Статья 10.1. Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность
Статья 11. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации
Статья 12. Отношение иностранных граждан к избирательному праву
Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 13.1. Утратила силу
Статья 13.2. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами
Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента
Статья 13.4. Утратила силу
Статья 13.5. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, направляемыми для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств – членов Всемирной торговой организации
Статья 13.6. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, работающими у резидентов свободного порта Владивосток
Статья 13.7. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионатов по профессиональному мастерству, тренировками национальной сборной Российской Федерации по профессиональному мастерству для участия в международных соревнованиях
Статья 14. Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности
Статья 15. Отношение иностранных граждан к военной службе
Статья 15.1. Подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации
Глава II. Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию
Статья 16. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию
Статья 17. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательной организации
Статья 18. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности
Статья 18.1. Особенности регулирования рынка труда иностранных работников
Статья 18.2. Ведение банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности. Форма оказания государственной финансовой поддержки
Статья 19. Государственная пошлина, взимаемая за действия, совершаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом
Глава III. Регистрация иностранных граждан в Российской Федерации (статья 20, статья 21, статья 22, статья 23, статья 24, статья 24.1, статья 25). – Утратила силу
Глава IV. Учет иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации (статья 26, статья 27, статья 28, статья 28.1, статья 29). – Утратила силу
Глава V. Миграционный учет иностранных граждан и федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции
Статья 29.1. Миграционный учет иностранных граждан
Статья 29.2. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции
Статья 30. Федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 31. Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации
Статья 32. Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников
Статья 32.1. Утратила силу
Статья 32.1-1. Полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Глава V.1. Передача и прием иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии
Статья 32.2. Порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии
Статья 32.3. Утратила силу
Статья 32.4. Приостановление и прекращение процедуры реадмиссии
Статья 32.5. Прекращение процедуры реадмиссии в связи с добровольным выездом иностранного гражданина из Российской Федерации
Глава VI. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
Статья 33. Ответственность иностранных граждан
Статья 34. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации
Статья 35. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
Глава VI.1. Содержание иностранного гражданина в специальном учреждении
Статья 35.1. Основы содержания иностранных граждан в специальных учреждениях
Статья 35.2. Права и обязанности содержащихся в специальных учреждениях иностранных граждан
Статья 35.3. Порядок осуществления личного досмотра иностранных граждан, содержащихся в специальных учреждениях, и досмотра вещей и предметов, находящихся при указанных иностранных гражданах
Глава VII. Заключительные положения
Статья 36. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 37. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы
Статья 37.1. Особенности подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации отдельными категориями иностранных граждан
Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Читайте также:
Остров Пенанг, Малайзия: местонахождение на карте, достопримечательности и пляжный отдых

Положения 115 ФЗ о жизни и работе иностранцев в России

Иностранцы, планирующие трудовую деятельность или временное проживание на территории России, должны учитывать определенные требования законодательства. Поэтому предварительно изучаются положения 115 ФЗ. Нормативный акт содержит сведения о правилах оформления РВП или ВНЖ, а также о нюансах пересечения границы. На его положения ориентируются работники государственных учреждений, выдающие разные разрешительные документы.

К основным разделам закона 115 ФЗ относится:

  • правовое положение иностранцев;
  • возможность и правила оформления РВП или ВНЖ;
  • основания для отказа в получении разрешительной документации;
  • правила передвижения иностранцев между разными регионами;
  • правила трудоустройства иностранцев;
  • нюансы оформления приглашения со стороны россиян или компаний;
  • регулирование рынка труда;
  • регистрация и миграционный учет иностранцев;
  • передача иностранных лиц представителям других государств;
  • отношение к избирательному праву или военной службе;
  • ответственность за нарушение положений закона;
  • правила содержания в специализированных учреждениях.

В текст нормативного акта регулярно вносятся поправки, которые позволяют подстраивать миграционную политику к иностранцам разных государств, так как учитывается экономическая обстановка на мировой арене.

Значимые поправки

Федеральный закон 115 принят 25 июня 2002 года, но после этого постоянно в него вносятся изменения, упрощающие или ужесточающие процесс пребывания иностранцев в РФ. Изменения вносятся практически каждый год, причем относительно 115 ФЗ последняя редакция вступила в силу 1 марта 2020 года.

Корректировки обычно касаются правил получения ВНЖ и РВП, причем они отличаются для иностранцев разных государств. Для этого учитывается содержание международных договоров, подписанных между двумя странами.

Временное пребывание

Иностранец должен покинуть страну до окончания срока, указанного в разрешительной документации. Допускается продлевать данный период при наличии веских оснований, подтверждающихся официальными документами. Решение о возможном продлении принимается исполнительной властью. Обычно продление предлагается, если иностранный гражданин получил разрешение или патент на работу – ст 5 ФЗ 115.

Если человек желает поступить на военную службу по контракту, то срок его временного пребывания определяется Правительством. Если он планирует обучение, то при выборе аккредитованного учебного заведения период нахождения в РФ продлевается до получения образования.

Читайте также:
Способы эмиграции и переезда на ПМЖ в Сингапур

Правила оформления РВП

Согласно 115 ФЗ иностранные граждане получают разрешение на временное проживание только в пределах квоты, которая устанавливается Правительством. Оно действует 3 года, а также позволяет законно работать или учиться в РФ. Без квоты РВП выдается при следующих условиях:

  • иностранец не может оформить ВНЖ без РВП;
  • оформляется документ на ребенка, родитель которого проживает по РВП в России;
  • РВП запрашивается супругу российского гражданина;
  • иностранец признается недееспособным, поэтому оформляет разрешительную документацию вместе с родителем или опекуном;
  • человек вложил крупную сумму в экономику страны;
  • иностранец поступил на военную службу, поэтому РВП выдается на срок действия контракта;
  • человек представлен участником программы, по которой предлагается возможность добровольного переселения на территорию РФ бывших соотечественников;
  • он проживает в стране, которая входила в состав СССР, а также представлен жителем Украины.

Выдается РВП по официальному заявлению и другой документации. Предварительно проводится дактилоскопическая регистрация в консульстве или диппредставительстве.

Отрицательное решение принимается по следующим основаниям:

  • человек создает угрозу безопасности РФ;
  • финансирует или планирует вступить в экстремистские организации;
  • больше раза привлекался к ответственности за административные правонарушения;
  • ранее выдворялся за пределы России за правонарушения или преступления;
  • передал представителю государственных органов поддельные документы или бумаги, содержащие ложные сведения;
  • осужден за тяжкие преступления;
  • год не занимался официальной трудовой деятельностью в РФ;
  • за три года нахождения в России не купил и не оформил в аренду жилое помещение;
  • выехал за пределы РФ на территорию иного государства для ПМЖ;
  • выезжал на срок, превышающий 6 месяцев;
  • имеет судимость по тяжким преступлениям, причем она может быть непогашенной или неснятой;
  • брак с россиянином признан недействительным;
  • выявляется наркотическая зависимость или ВИЧ-инфекция;
  • не передал представителям власти нужный пакет документов;
  • самостоятельно составил заявление об аннулировании РВП.

Специфика получения ВНЖ

Вид на жительство выдается только иностранцам, которые не меньше года жили в РФ по РВП. Без этих условий ВНЖ выдается иностранцам:

  • родившихся на территории РСФСР;
  • представленных несовершеннолетними детьми иностранца, постоянно проживающего в России;
  • подтверждающих свое близкое родство с россиянином;
  • признанных носителями русского языка;
  • являющихся высококвалифицированными специалистами;
  • работающих в российской организации не меньше 6 месяцев до подачи заявки на ВНЖ;
  • освоивших образовательную программу РФ в аккредитованном учреждении;
  • проживающих в РФ после прекращении гражданства этого государства.

ВНЖ не обладает ограниченным сроком действия, но исключением представлен документ, выдающийся высококвалифицированным специалистам и членам его семьи, так как им можно пользоваться только до того момента, пока не закончится срок действия разрешения.

Для оформления ВНЖ готовится заявление, документы об образовании, подтверждение платежеспособности, бумаги на выбранную жилую недвижимость и другая документация, уточнить которую надо у работников ФМС.

Существует несколько причин, по которым аннулируется документ или принимается отрицательное решение о выдаче ВНЖ. Это возможно для следующих иностранцев:

  • создающих угрозу безопасности страны;
  • финансирующих террористические акты;
  • ранее выдворенных за пределы РФ;
  • подделывающих документы;
  • предоставляющих ложную информацию;
  • осужденных или обвиняемых в тяжких преступлениях;
  • имеющих судимость;
  • привлекающихся неоднократно к административной ответственности;
  • не обладающих оптимальным капиталом для содержания семьи;
  • не имеющих жилье для постоянного проживания;
  • уехавших в другую страну на ПМЖ;
  • находящихся вне РФ больше полугода;
  • не подтверждающих больше двух лет место своего проживания на территории России.

Какие документы удостоверяют личность иностранцев

Они удостоверяют свою личность с помощью иностранного паспорта или иного официального документа. Он должен выдаваться другим государством. Допускается пользоваться им при общении с представителями власти.

Нюансы трудовой деятельности

Иностранцы, имеющие ВНЖ или РВП, могут официально трудоустроиться к физлицам или юрлицам. Перед подписанием договора работодатель обязан убедиться в наличии разрешения на работу или патента. Существуют некоторые нюансы для разных иностранцев:

  • высококвалифицированные специалисты получают от 58 до 160 тыс. руб. в месяц;
  • для медицинских работников предлагается не меньше 1 млн. руб. в год;
  • запрещена работа, связанная с религиозной или проповеднической деятельностью;
  • специалисты приглашаются российскими нанимателями, а также для них оформляется разрешение на длительный период;
  • иностранцы часто работают по патенту, выдающемуся ФМС на основании заявления, паспорта и миграционной карты;
  • патент выдается только после прохождения медосмотра, подтверждающего отсутствие опасных инфекционных заболеваний;
  • допускается трудовая деятельность для иностранных студентов, но для этого предварительно оформляется разрешение на работу.

Отношение иностранцев к государственной и военной службе

Федеральный закон 115 ФЗ определяет, что иностранцы не могут находиться на муниципальной службе, а также становиться членами военного корабля. Они не принимаются на работу в учреждения, занимающиеся обеспечением безопасности страны.

Иностранцы не призываются на военную или альтернативную службу. Они могут заключить контракт, после чего принимаются на работу в ВС РФ.

Правила составления приглашения

Приглашение предоставляется представителями власти, а также содержит ФИО, дату и место рождения, гражданство и пол иностранца. Указывается цель поездки и планируемый срок нахождения на территории РФ. Приводится название приглашающей компании, ее адрес и личные сведения руководителя.

Приглашение формируется по заявлению органов власти, международных компаний, консульств, диппредставительств или местных администраций региона, а также юридических лиц или частных граждан, представленных российскими гражданами. При необходимости всегда можно проверить его действительность.

Миграционный учет и контроль

Учет выполняется на основании ФЗ «О миграционном учете». Контроль выполняется исполнительной властью. Это относится не только к туристам, но и к представителям дипломатических представительств и консульств.

Иностранцы при пересечении границы заполняют миграционную карту, содержащую только актуальную информацию.

Ответственность за нарушения

Если приезжие нарушают требования 115 ФЗ о правовом положении иностранных граждан, то они выдворяются за пределы России, а также привлекаются к уголовной или административной ответственности. Они лишаются права повторного посещения государства на определенный срок или навсегда. При привлечении к ответственности учитываются законы РФ, а не других государств.

Полезное видео

Юрист о новом порядке получения РВП – статья 6 115 ФЗ:

Под прищуром: получение гражданства Румынии через «Евровед»

Разберите, пожалуйста, под прищуром компанию «Евровед». Она предлагает найти доказательства румынского происхождения и подать все документы. После этого можно получить гражданство Румынии и, соответственно, возможность легального пребывания в странах Евросоюза.

Читайте также:
Каким бизнесом стоит заняться за границей?

Насколько это законно?
Елена

Елена, это законно, если вы родились на бывшей территории Румынии до 1940 года или ваши дедушка или бабушка — граждане этой страны. Вам достаточно подтвердить это документально, никакой посредник не нужен. Но речь идет именно о восстановлении румынского гражданства. Если вы не имеете никакого отношения к этой стране, получать гражданство придется другими способами.

«Евровед» предлагает восстановить румынское гражданство за вас. Попробую разобраться, насколько компания упрощает процесс и какие методы она и другие организации с похожими предложениями применяют.

Если коротко: я бы не подписался

ООО «Евровед» официально зарегистрировано в ФНС, но адрес недостоверный. Регистрацию могут в любой момент прекратить.

Судя по реестру юрлиц, реального имущества у организации нет. Если вы не получите паспорт Румынии, вернуть свои деньги через приставов будет сложно.

Компания пишет о гарантиях, но если вчитаться в договор, то оказывается, что никаких гарантий нет.

Мне предложили подделать свидетельство о рождении. Подделка документов — уголовное преступление.

Как работает восстановление румынского гражданства

Румыния действительно помогает восстанавливать утраченное румынское гражданство. Но такая возможность есть не у всех: нужно родиться на бывшей территории Румынии до 1940 года или быть потомком бывшего румынского гражданина до третьего колена.

Просто по заявлению это сделать не получится — нужно предъявить документальные доказательства того, что один из предков по отцовской или по материнской линии родился на бывшей территории Румынии до 1940 года. Подойдет свидетельство о рождении родственника. В нем должен быть указан населенный пункт, который в тот период находился в пределах Румынии.

Нарушения закона здесь нет. Главное — уведомить РФ о наличии второго гражданства. Для тех, кто этого не сделает, в УК предусмотрена уголовная ответственность: штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы до 400 часов.

Если все получилось, человек получает гражданство Румынии и ее паспорт. В России он никаких привилегий не дает. Зато на территории Евросоюза человек с румынским паспортом имеет те же права, что и любой другой гражданин ЕС: не нужно оформлять шенген, можно работать, снимать жилье, открывать банковские счета.

Процедура простая: собираете документы, подаете заявку в управление по гражданству при Минюсте Румынии, ждете результата. Процесс обычно занимает до года. Если у вас есть румынские корни, велик шанс, что гражданство дадут. Если нет, никакие бюрократические хитрости не помогут.

«Евровед» утверждает, что умеет обходить ограничения

Судя по сайту «Евроведа», на самом деле получить гражданство Румынии по этой схеме может почти кто угодно — легально и без предоплаты. Компания обещает, что юристы найдут корни, подготовят документы и будут писать письма в Министерство юстиции Румынии, чтобы ускорить процесс. И даже идет речь о какой-то гарантии.

Что может пойти не так?

Изнанка евроволшебства

Раз в «Евроведе» кто угодно может купить гражданство Евросоюза всего за 3 тысячи евро, кажется, что компания должна процветать. Воображение рисует шикарный офис в центре Москвы, кожаные кресла, миллионные налоги и патентные споры с «Эплом».

Еврорегистрация. Юрлицо «Евроведа» действительно зарегистрировано в ФНС и даже платит налоги. Но адрес на сайте и адрес в реестре юрлиц не совпадают.

Само по себе несовпадение адресов — это не нарушение. Представительства можно открывать где угодно, даже за рубежом. Но в ЕГРЮЛ также внесена запись о недостоверности данных об адресе организации — это могло произойти по решению ФНС после проверки.

Таким образом, «Евровед» — кандидат на исключение из ЕГРЮЛ: налоговая может направить в суд иск о ликвидации компании. По мнению налоговой, сделки с подобными организациями относятся к высокорискованным.

К адресам офисов тоже есть вопросы. По московскому адресу оказался крупный торговый центр, и «Яндекс-карты» не в курсе, что там работает «Евровед». А по румынскому адресу, похоже, находится обычный жилой дом.

Еврофинансы. С финансами у «Евроведа» тоже все грустно. По данным сайта «Руспрофайл», за 2018 год компания заработала всего 105 тысяч рублей. И похоже, что на расчеты с бюджетом денег уже не хватило: есть задолженность по налогам и сборам.

Шансов взыскать эту задолженность у государства практически нет: Федеральная служба судебных приставов не нашла у должника имущества и денег на счетах.

Евродоговор. На сайте «Евроведа» я не нашел шаблона договора с клиентами. Его мне прислали на почту.

На первый взгляд кажется, что все в порядке: в договоре «Евровед» гарантирует получение сертификата о гражданстве Румынии. Само собой, обстоятельства непреодолимой силы освобождают стороны от обязательств — как в любом уважающем себя договоре. Но вот незадача: в эти обстоятельства входят «акты или действия государственных органов, запрещающие или каким-либо иным образом препятствующие выполнению обязательств по данному договору».

Сначала читать, потом подписывать

Решение по восстановлению гражданства принимает Минюст Румынии — государственный орган. Если он откажет, возникнет обстоятельство непреодолимой силы — и по договору «Евровед» ничего должен не будет.

Но у меня нет румынских корней!

И все же оставалось неясным, как поступает компания, если у клиента нет румынских корней. На то, чтобы связаться с ее представителем, у меня ушло несколько дней. По телефону никто не отвечал, сообщения в мессенджерах оставались непрочитанными. У меня даже появилось подозрение, что компания на самом деле уже не работает.

Пришлось проявить настойчивость: найти группы компании в соцсетях и написать туда. Отозвались только в Фейсбуке: уточнили номер телефона и через некоторое время перезвонили. Я попросил перенести общение в Телеграм — после этого там мне начали отвечать. В остальные мессенджеры так никто и не заходил.

Я решил не упрощать работу «Евроведу» и честно признался, что румынских родственников у меня нет и никогда не было. Менеджер сказал, что это не проблема: они поищут в архивах людей с похожими фамилиями, которых я смогу выдать за своих предков. Он очень увлеченно рассказывал о том, как все это происходит. По его словам, поиски ведутся даже в «сгоревших архивах». Как это возможно — я не понял, а он не объяснил.

Читайте также:
Что необходимо для получения гражданства РФ в Крыму

Я сказал, что оплатить услуги в принципе готов, но все равно ничего не получится. По моей версии, в свидетельстве о рождении вместо информации о родителях у меня стоят прочерки. Даже если найдутся люди с похожими фамилиями, связать их со мной не удастся. Делать что-либо противозаконное я не предлагал.

«Ничего страшного, — сказал мне менеджер. — Мы можем дополнить пакет документов: просто подберем их по состыковкам. Но, само собой, использовать такие документы за пределами процедуры получения гражданства будет нельзя».

По словам менеджера, юристы найдут все нужные документы в румынских архивах и создадут цепочку к моим документам. Причем они заранее будут знать, удастся это сделать или нет. На все это уйдет максимум две недели.

Всего нужно будет сделать три свидетельства: о рождении обоих родителей и об их браке. За каждое нужно будет доплатить по 50 €.

Подделка свидетельств о рождении — это нарушение закона. Часть 1 статьи 327 УК РФ предусматривает за него лишение свободы на срок до двух лет. Покупателю тоже придется отвечать: наказание вплоть до лишения свободы на один год.

И это по российским законам. Скорее всего, что-то на этот счет сказано и в Уголовном кодексе Румынии.

Что в итоге

Фактически «Евровед» балансирует на грани нарушения закона. Они признают, что в качестве родственников указывают случайных людей. Возможно, в Румынии этого никто не заметит и гражданство оформят. Но я бы не стал на это рассчитывать: если обман раскроют, последствия предсказать сложно. В лучшем случае документы просто вернут, а деньги «Евровед» оставит себе по условиям договора.

Но может быть и так, что в Румынии на вас обидятся — и начнутся проблемы с визами, видами на жительство и прочими документами для въезда на территорию ЕС. Я бы не стал ставить подобные эксперименты.

А если у вас и правда в роду румынские граждане, восстановить гражданство можно без всяких посредников.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Если сталкивались с подозрительными компаниями, пишите. Прищуримся.

Процедура получения гражданства Румынии

Перечень документов для восстановления гражданства Румынии

Перечень документов с официального сайта Управления по гражданству Минюста Румынии.

На русском языке

Документы, необходимые для бывших румынских граждан, потерявших это гражданство по причинам, не зависящим от них, или которые были лишены этого гражданства против их воли, а также для их потомков 1, 2 и 3 колена.

ТРЕБУЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Две цветных фотографии формата 3,5 см х 4,5 см. Фотографии должны быть достаточно новые.
  • Заграничный паспорт, оригинал и нотариально заверенная копия (при необходимости нотариально заверенный перевод).
  • Общегражданский паспорт или идентификационная карта, оригинал и нотариально заверенная копия (при необходимости нотариально заверенный перевод)
  • Справка об отсутствии судимости из страны проживания, оригинал и нотариально заверенный перевод на румынский язык, при необходимости.
  • Документы гражданского состояния (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, о смерти, о разводе), оригиналы и нотариально заверенные копии документов заявителя и документов предков (родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек), бывших румынских граждан, с нотариально заверенным переводом на румынский язык, при необходимости.
  • Заявление о личной ответственности, заверенное нотариусом или дипломатическим представительством Румынии, из которого следует о желании претендента восстановить румынское гражданство, указывая либо о сохранении место жительства за границей либо о дальнейшем проживании в Румынии.
  • Заявление о личной ответственности, заверенное нотариусом или дипломатическим представительством Румынии, из которого следует, что в настоящее время лицо не предпринимает или не поддерживает действия против верховенства закона или национальной безопасности и не осуществляло такую деятельность в прошлом.
  • Заявление о личной ответственности, заверенное нотариусом или дипломатическим представительством Румынии, из которого следует, что не подавалось других запросов на восстановление гражданства.
  • Документы гражданского состояния, оригинал и нотариально заверенная копия для несовершеннолетних детей заявителя, с нотариально заверенным переводом на румынский язык, при необходимости.
  • Нотариально заверенное заявление о согласии родителей на приобретение несовершеннолетними румынского гражданства.
  • Нотариально заверенное заявление о согласии несовершеннолетних старше 14 лет на приобретение румынского гражданства, заверенное нотариусом в присутствии родителей.

ВАЖНО

  • За принятие документов в Управление по гражданству при Минюсте Румынии никакие сборы и пошлины не берутся.
  • Документы должны быть представлены в папке с прошивкой.
  • Заявление и пакет документов подаются лично заявителем и только в исключительных случая, когда это подтверждается должным образом, при наличии предварительного письменного разрешения, другим лицом, имеющим соответствующую доверенность.
  • Заявление и пакет документов могут подаваться в Национальный орган по гражданству в штаб-квартире в Бухаресте или в территориальных отделениях этого органа в городах: Яссы, Галац и Сучава.
  • Заявление и пакет документов могут также подаваться в дипломатические представительства или консульские представительства Румынии в стране проживания / местожительства заявителя, которые немедленно отправят их в Национальный орган по гражданству.
  • При регистрации заявлений о восстановлении румынского гражданства в Национальном органе по гражданству в штаб-квартире в Бухаресте или в территориальных отделениях, заявители должны представить документ, подтверждающий право проживания на территории Румынии: документ о пересечении границы (паспорт, проездной документ и т.д.) или краткосрочное или долгосрочное разрешение на проживание. Документ должен быть представлен в оригинале и в копии, причем последний прилагается к общему пакету документов.
  • При подаче заявлений на румынское гражданство заявители должны представить свой паспорт или удостоверение личности в оригинале и нотариально заверенной копии и также все документы гражданского состояния в оригинале и нотариально заверенных копиях. Ламинированные (пластифицированные) свидетельства о гражданском статусе не принимаются, т.к. оригинальные документы были повреждены ламинированием.
  • Кандидаты (не являющиеся гражданами ЕС/ЕЭЗ/Швейцарской Конфедерации) должны также добавить в папку простую копию паспорта(ов), по которому виза разрешает въезд в Румынию и/или штамп, который ставят на пунктах пересечения границы при въезде на территорию страны для граждан стран, для которых виза не требуется. В случае граждан третьих стран, имеющих разрешение на проживание, выданное одним из государств ЕС/ЕЭЗ/Швейцарской Конфедерации, оно также должно прилагаться в виде простой копии.
  • Для документов в Республике Молдова и Украине апостиль не требуется.
Читайте также:
Английский за границей: стоимость курсов

На румынском языке

Acte necesare pentru foştii cetăţeni români care au pierdut această cetățenie din motive neimputabile lor sau cărora le-a fost ridicată fără voia lor, precum şi pentru descendenţii de gradul I, II şi III ai acestora.

ACTE NECESARE

  • două fotografii color de dată recentă format 3.5 cm X 4.5 cm
  • Paşaportul, în original și în copie (cu traducere, după caz) legalizată;
  • Buletinul sau cartea de identitate, în original și în copie legalizată;
  • Cazier judiciar din străinătate în original și cu traducere în limba română, legalizată, dacă este cazul.
  • Acte de stare civilă (certificate de naştere, de căsătorie, de deces sau de divorţ) în original și în copii legalizate pentru titular şi ascendenţi (părinţi, bunici, străbunici), foşti cetăţeni români şi cu traducere în limba română, legalizată, dacă este cazul;
  • Declaraţie pe proprie răspundere, autentificată la notar sau la misiunea diplomatică a României, din care să rezulte dacă doreşte dobândirea cetăţeniei române cu păstrarea domiciliului în străinătate sau stabilirea domiciliului în România;
  • Declaraţie pe proprie răspundere, autentificată la notar sau la misiunea diplomatică a României, din care să rezulte că în prezent nu întreprinde şi nu sprijină acţiuni împotriva ordinii de drept, ori a siguranţei naţionale şi nici în trecut nu a desfăşurat asemenea activităţi;
  • Declaraţie pe proprie răspundere, autentificată la notar sau la misiunea diplomatică a României, din care să rezulte dacă a mai depus sau nu o altă cerere de dobândire a cetăţeniei române;
  • Acte de stare civilă în original și în copii legalizate pentru copiii minori ai solicitanţilor şi cu traducere în limba română, legalizată, dacă este cazul;
  • Acordul părinților pentru dobândirea cetăţeniei române de către copiii minori, dat prin declaraţie autentificată la notar;
  • Consimţământul minorilor de peste 14 ani pentru dobândirea cetăţeniei române dat prin declaraţie autentificată la notar în prezenţa unui părinte.

IMPORTANT

  • Nu se percep taxe pentru depunerea dosarului la Autoritatea Națională pentru Cetățenie.
  • Actele se vor depune într-un dosar cu şină.
  • Cererile se depun personal şi doar în cazuri temeinic justificate prin acte doveditoare, în baza unei aprobări prealabile scrise, printr-un mandatar cu procură specială şi autentică.
  • Cererile pot fi depuse la Autoritatea Naţională pentru Cetăţenie, la sediul din București sau la birourile teritoriale ale A.N.C. din Iaşi, Galaţi și Suceava.
  • Cererilepot fi depuse şi la misiunile diplomatice sau la oficiile consulare ale României din țara de domiciliu/reședință a solicitantului, care le vor trimite de îndată Comisiei pentru cetăţenie din cadrul Autorităţii Naţionale pentru Cetăţenie.
  • La înregistrarea cererilor de redobândire a cetăţeniei române la sediul A.N.C. sau la birourile teritoriale, solicitanţii sunt obligaţi să prezinte documentul care atestă dreptul de şedere pe teritoriul României: documentul de trecere a frontierei (paşaport, titlu de călătorie etc.) sau permisul de şedere de scurtă sau lungă durată. Documentul va fi prezentat în original şi în copie, aceasta din urmă fiind anexată cererii.
  • La depunerea cererilor privind cetăţenia română, solicitanții sunt obligaţi să prezinte pașaportul sau buletinul, în original și în copie legalizată, toate actele de stare civilă atât în copie legalizată cât şi în original. Nu sunt acceptate certificatele de stare civilă laminate (plastifiate), întrucât elementele particularizante ale documentelor originale au fost deteriorate în urma laminării.
  • Solicitanții (cetățeni străini non-UE/SEE/Confederația Elvețiană) vor atașa dosarului constituit și copia simplă a filei/filelor pașaportului pe care sunt aplicate viza care permite intrarea pe teritoriul României şi/sau ștampila aplicată de punctele de trecere a frontierei privind intrarea pe teritoriul țării, în cazurile cetățenilor statelor pentru care nu este necesară acordarea unei vize. În situația cetățenilor statelor terțe care dețin un permis de ședere eliberat de unul dintre statele membre UE/SEE/Confederația Elvețiană, acesta va fi atașat de asemenea în copie simplă.
  • Nu este necesară apostilarea pentru documentele din Republica Moldova şi cele din Ucraina.

Ссылка на перечень документов на официальном сайте Управления по гражданству Минюста Румынии: http://cetatenie.just.ro/index.php/ro/categorii-cereri/articol-11

За принятие документов в Управление по гражданству при Минюсте Румынии никакие сборы и пошлины не берутся.

Документы должны быть представлены в папке с прошивкой.

Заявление и пакет документов подаются лично заявителем и только в исключительных случая, когда это подтверждается должным образом, при наличии предварительного письменного разрешения, другим лицом, имеющим соответствующую доверенность.

Заявление и пакет документов могут подаваться в Национальный орган по гражданству в штаб-квартире в Бухаресте или в территориальных отделениях этого органа в городах: Яссы, Галац и Сучава.

Заявление и пакет документов могут также подаваться в дипломатические представительства или консульские представительства Румынии в стране проживания / местожительства заявителя, которые немедленно отправят их в Национальный орган по гражданству.

При регистрации заявлений о восстановлении румынского гражданства в Национальном органе по гражданству в штаб-квартире в Бухаресте или в территориальных отделениях, заявители должны представить документ, подтверждающий право проживания на территории Румынии: документ о пересечении границы (паспорт, проездной документ и т.д.) или краткосрочное или долгосрочное разрешение на проживание. Документ должен быть представлен в оригинале и в копии, причем последний прилагается к общему пакету документов.

При подаче заявлений на румынское гражданство заявители должны представить свой паспорт или удостоверение личности в оригинале и нотариально заверенной копии и также все документы гражданского состояния в оригинале и нотариально заверенных копиях. Ламинированные (пластифицированные) свидетельства о гражданском статусе не принимаются, т.к. оригинальные документы были повреждены ламинированием.

Кандидаты (не являющиеся гражданами ЕС/ЕЭЗ/Швейцарской Конфедерации) должны также добавить в папку простую копию паспорта(ов), по которому виза разрешает въезд в Румынию и/или штамп, который ставят на пунктах пересечения границы при въезде на территорию страны для граждан стран, для которых виза не требуется. В случае граждан третьих стран, имеющих разрешение на проживание, выданное одним из государств ЕС/ЕЭЗ/Швейцарской Конфедерации, оно также должно прилагаться в виде простой копии.

Для документов в Республике Молдова и Украине апостиль не требуется.

Читайте также:
Особенности самостоятельно отдыха в Алтайском крае летом

Какие способы получения гражданства Румынии сейчас актуальны?

  1. Законодательство
  2. Способы
  3. Репатриация
  4. Натурализация
  5. Отказ
  6. Возможности

Гражданство Румынии, в соответствии с Законом № 21 «О румынском гражданстве», принятым в 1991 году правительством страны, — это статус, связывающий между собой физическое лицо и государство. Начиная с 2007 года (после вступления Румынии в состав Европейского союза) гражданство Румынии на законодательном уровне стало приравниваться к аналогичному статусу других участников ЕС.

Румынский паспорт — основной документ, удостоверение личности гражданина страны. В соответствии с международным рейтингом визовых свобод, паспорт Румынии занимает 15 место в мире, открывая для своего владельца границы более чем 170 государств. Оформлением и выдачей документов занимается Direcția Generală De Pașapoarte на основании Закона № 248/2005 «О свободном передвижении румынских граждан». Кроме того, обладатель румынского паспорта получает право без ограничений проживать в любой стране ЕС, устраиваться на работу без дополнительных разрешений, учиться в европейских вузах, вести собственный бизнес.

Законодательство Румынии

Право на получение статуса резидента страны регламентируется Законом № 21 «О румынском гражданстве» (статья 11), который действует с 1991 года. Статья 11 данного нормативного документа гласит о том, право восстановления гражданства есть у бывших граждан Румынии и их потомков, включительно до третьего колена, которые могут переехать на румынскую территорию или остаться жить в стране основного гражданства.

Еще одним нормативным документом, определяющим права и обязанности резидентов Румынии, является Конституция (статья 7). Миграционное законодательство данной страны лояльно относится к своим бывшим гражданам, которые утратили статус резидента по независящим от них причинам, а именно в ходе историко-политических событий. Процедура репатриации является официальной государственной программой, позволяющей укрепить связь с этническими румынами, проживающих по миру для сохранения культурной и этнической идентичности народа Румынии.

Данные нормативные документы дают право резидентом Румынии иностранцам, являющимся прямыми потомками румын в третьем поколении, утративших свой правовой статус по причинам, которые от них не зависели. В связи с масштабной миграцией в 1940 году, связанной с отделением Бессарабии и вместе с ней Северной Буковины, сотни тысяч этнических румын стали жителями СНГ и были переселены на советскую территорию. Одесская и Черновицкая области, а также вся Молдова — эти территории входили в состав Королевства Румыния с 1918 по 1940 год. Программа репатриации является отличным решением, способным положительно повлиять на развитие экономики, сохранение культурного и исторического наследия через возобновление связей со своим народом по всему миру.

Основные способы получения гражданства Румынии

Современное законодательство и поправки к нормативным документам расширяют спектр способов получения гражданства Румынии — выбрать оптимальный вариант миграции в Европейский союз может фактически каждый иностранец. Несмотря на столь широкие возможности, основных путей получения гражданства остается всего три: натурализация, репатриация и бизнес-иммиграция.

Правительство Румынии тщательно проверяет каждое прошение о предоставлении гражданства и документы заявителя, поскольку готова отказать в получении паспорта в ряде случаев. Если у иностранца есть проблемы с законом (судимость, штрафы, запрет на въезд страны Евросоюза), плохая кредитная история или поданная информация окажется неправдивой, то в предоставлении гражданства может быть отказано. В главе V Закона № 21 «О румынском гражданстве» содержится детальная информация о причинах отказа и основаниях для лишения гражданства Румынии.

Существует немало причин для того, чтобы воспользоваться услугами иммиграционного эксперта, а не подавать прошение самостоятельно. Часто заявитель может даже не знать о своем случайном правонарушении на территории Евросоюза во время туристической поездки, что может усложнить процесс оформления гражданства. Сбор документов, восстановление архивных записей, проверка справок, перевод, апостилизация — это далеко не полный список задач, решение которых берет на себя юрист. Помните, что даже малейшие ошибки или неточности в подготовке документов могут навсегда закрыть вам путь к европейскому гражданству, поэтому доверяйте только профессионалам.

Получение гражданства Румынии по репатриации

Под понятием «Гражданство Румынии по репатриации» подразумевается процесс возвращения на историческую родину потомственных румын, лишенных своего статуса. Закон № 21 «О румынском гражданстве» и Конституция Румынии являются подтверждением того, насколько важно для государства сохранить свою историческую и культурную самоидентификацию через связь с румынами за рубежом. Для жителей СНГ румынского происхождения репатриация — отличный способ стать европейским гражданином, поскольку страна входит в состав Евросоюза с 2007 года. Важно помнить, что программа восстановления гражданства является государственной, а все документы проходят тщательную проверку во всех инстанциях.

Учитывая, сколько способов получения гражданства Румынии существует на сегодняшний день, можно с уверенностью сказать, что найти основание для подачи прошения можно всегда. Однако у каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Натурализация требует длительного проживания на территории страны (до 10 лет), знания государственных законов, истории, румынского языка. Бизнес-иммиграция или инвестирование невозможно без значительного капиталовложения в развитие экономики страны, проживания на ее территории. Именно поэтому репатриация остается наиболее простым способом получения статуса резидента Румынии и паспорта Евросоюза.

Необходимые документы

Вместе с заявлением на восстановление гражданства Румынии иностранцу необходимо подготовить:

  • две цветные фотографии (35×45 мм);
  • справку о несудимости;
  • свидетельство о заключении брака;
  • внутренний и загранпаспорт;
  • свидетельство о рождении родственников (до 3-го колена).

Если репатриантом является несовершеннолетний заявитель, то к данному перечню необходимо добавить свидетельство о рождении ребенка и письменное согласие родителей. Все справки должны быть переведены на румынский, апостилированы и заверены нотариусом. Важно: на момент подачи заявления иностранец обязан находиться на территории страны официально, то есть иметь визу, открытую по одному из направлений (трудоустройство, бизнес-иммиграция, лечение, обучение или другое).

Процедура репатриации — юридический процесс, который проходит в несколько этапов, каждый из которых является важным для получения гражданства Румынии. Сначала проводится сбор документов, важно, чтобы они были в хорошем состоянии, не повреждены и не ламинированы. Подача осуществляется заявителем лично в департаменте по делам гражданства Минюста Румынии (АНЧ), после чего они попадают на рассмотрение и проходят проверку в государственных инстанциях.

После получения уведомления об успешном завершении проверки заявитель может выбрать день для сдачи присяги (не позже чем через полгода с даты выхода в приказ). На церемонии необходимо присутствовать лично, произнести текст присяги, после чего получить сертификат о присвоении гражданства Румынии в торжественной обстановке. Именно данный документ и является законным основанием для изготовления внутреннего и загранпаспорта, свидетельств о семейном положении и рождении, прописки, водительского удостоверения и другого.

Читайте также:
Виза в Китай в Гонконге: получение для россиян, как сделать рабочую и где ее получить, документы, стоимость и сроки

Гражданство Румынии по натурализации

Под натурализацией подразумевается миграционный процесс, связанный получением гражданства за счет длительного законного проживания в Румынии с полной интеграцией в общество. Весомым преимуществом данного способа является его универсальность — стать гражданином Румынии может каждый, кто подаст прошение в компетентные органы государства и будет соответствовать минимальным требованиям (несудимость, благонадежность). Существенным недостатком можно считать временные затраты на прохождение процесса (до 10 лет проживание в государстве) и многоэтапность процедуры. Натурализация включает в себя:

  • Открытие визы — документа категории D, дающего право на пребывание в стране.
  • Получение ВНЖ — выдается на основании приглашения на работу, ведения бизнеса, обучения.
  • Оформление ПМЖ — разрешения на постоянное проживание в Румынии после 5 лет ВНЖ.
  • Прошение о гражданстве — подготовка документов, сдача экзаменов на знание румынского языка, истории и культуры.
  • Сдачу присяги — торжественное мероприятие с вручением сертификата, на основании которого можно оформлять паспорт гражданина Румынии.

Главным условием натурализации является наличие законных оснований для официального пребывания на территории Румынии, а именно: трудоустройство, бизнес-иммиграция, обучения, лечение. Дальше рассмотрим каждое из них более подробно.

Трудоустройство

Надежным основанием для получения вида на жительство в Румынии является трудоустройство в румынской компании. Спустя 5 лет проживания в государстве в данном статусе можно претендовать на оформление ПМЖ. Обязательным условием является отсутствие кандидата с румынским гражданством, полностью соответствующего требованиям работодателя. Кроме основных документов, заявителю необходимо получить разрешение на работу, выдачей которого занимается Министерство труда Румынии.

Бизнес-иммиграция

Румыния привлекает инвесторов и бизнесменов со всего мира своим благоприятным налоговым климатом. Экономическая стабильность, прямой выход на европейский рынок, лояльные банковские программы — это только основные причины, определяющие популярность данного направления бизнес-иммиграции. Правительство государства тщательно проверяет каждого кандидата на благонадежность с целью предотвращения манипуляций, связанных с открытием фиктивных компаний. К перечню основных документов заявителю необходимо добавить банковскую выписку о доходах, бизнес-план развития компании, договор аренды коммерческой недвижимости.

Покупка недвижимости

Приобретение коммерческой или жилой недвижимости не является основанием для предоставления ВНЖ, ПМЖ или гражданства Румынии, однако может стать хорошим преимуществом, особенно в сочетании с постоянным источником дохода. Дополнительными документами для подачи заявления станет договор аренды или покупки недвижимости, а также справка о наличии источника дохода.

Обучение

Специалисты, получившие профессиональную подготовку в вузах Европы, востребованы во всем мире. Обучение в Румынии может стать отличной перспективой еще и в плане иммиграции, если после получения диплома выпускник может трудоустроиться в стране, а затем получить ПМЖ и даже гражданство. Для въезда в Румынию понадобиться виза, справки о зачислении в вуз и наличии средств для проживания в стране в течение всего периода обучения.

Лечение

Одним из миграционных направлений в Румынии является медицинский туризм. Данное государство занимает лидирующие позиции в рейтинге стран, отличающихся высоким качеством медицинского обслуживания. Пройти долгосрочное лечение в Румынии можно, имея открытую визу категории D, документальное подтверждение факта госпитализации (договор о предоставлении медицинских услуг) и достаточно средств для проживания и оплаты терапии.

Помимо трудоустройства в румынской компании, инвестиций, ведения собственного бизнеса в стране, обучения в местных вузах, необходимости прохождения длительного лечения, есть и другие способы иммиграции. Запросы по воссоединению семьи, предоставлении гражданства за особые заслуги, оформлению статуса беженца и иных вариантах рассматриваются правительством в индивидуальном порядке. В любом случае, все вышеперечисленные способы являются разновидностями натурализации, связанной с длительной интеграцией в румынское общество в течение многих лет.

Сохранить время, которое по праву считается самым ценным ресурсом, поможет выбор надежного и оптимального способа оформления гражданства Румынии — репатриация.

Отказ в получении гражданства Румынии

Несмотря на длительный процесс натурализации, постоянное проживание на территории государства, изучение румынского языка, истории и культуры страны, вероятность получить отказ в предоставлении гражданства все же существует. К перечню наиболее частых причин относятся:

  • предоставление неправдивой персональной информации;
  • административные и криминальные правонарушения;
  • уклонение от уплаты налогов в стране проживания;
  • не продление официального разрешения на пребывание в стране;
  • сокрытие информации об источниках постоянного дохода;
  • несоблюдение правил и требований программы иммиграции.

Требования программы репатриации более лояльны, поскольку государство заинтересовано в сохранении связи с потомственными румынами, что благоприятно влияет на культурное развитие государства. Кроме того, к репатриантам предъявляются минимальные требования к знанию языка, а сама процедура восстановления гражданства является упрощенной, если сравнивать с натурализацией.

Что дает паспорт Румынии?

  • Статус европейца — это возможность стать частью высокоразвитого общества, получив доступ ко всем привилегиям, доступным гражданам Евросоюза.
  • Покупка недвижимости — граждане Румынии вправе приобретать жилую и коммерческую недвижимость на выгодных условиях.
  • Надежная банковская система — европейские банки предлагают лучшие программы кредитования для открытия собственного бизнеса на выгодных условиях.
  • Перспективы для детей — они могут получать образование в лучших школах и вузах по всей территории Евросоюза, претендуя на международные гранты и стипендии.
  • Свобода передвижения — с румынским паспортом можно забыть о визовых ограничениях в 174 странах, путешествия по всему миру.

Вне зависимости от того, какой способ иммиграции выбирает заявитель, следует помнить, что пройти весь этот путь самостоятельно достаточно сложно. Никто не застрахован от ошибок и неточностей, связанных с отсутствием опыта и знаний в сфере международного миграционного законодательства. Обращение к миграционным юристам — лучший способ сохранить свое время и получить желаемое гражданство официально по государственной программе.

Если у вас остались вопросы вы можете задать их на бесплатной консультации юристам из миграционных компаний, которые предоставляют помощь в оформлении документов и сопровождают на всех этапах получения гражданства европейской страны. Посмотреть рейтинг компаний можно здесь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: