Межправительственные соглашения России с Литвой

Межправительственные соглашения России с Литвой

СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и
Правительством Литовской Республики о взаимных
поездках граждан

Правительство Российской Федерации и Правительство Литовской Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами,

стремясь упростить порядок взаимных поездок граждан государств Сторон,

согласились о следующем:

Граждане государства одной Стороны въезжают, выезжают, следуют транзитом и временно пребывают на территории государства другой Стороны при наличии визы и документов, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, если иное не оговаривается настоящим Соглашением или другими соглашениями между Российской Федерацией и Литовской Республикой.

Документами, удостоверяющими личность граждан и признаваемыми Сторонами действительными для взаимных поездок, являются:

для граждан Российской Федерации – дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт Российской Федерации (заграничный), включая заграничный паспорт с символикой СССР, действительный до 31 декабря 2005 года, паспорт моряка (при наличии записи в судовой роли либо надлежащим образом заверенной выписки из нее), свидетельство на возвращение (для возвращения в Российскую Федерацию один раз);

для граждан Литовской Республики – дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт гражданина Литовской Республики, паспорт Литовской Республики, книжка моряка (при наличии записи в судовой роли либо надлежащим образом заверенной выписки из нее), свидетельство на возвращение (для возвращения в Литовскую Республику один раз).

Поездки несовершеннолетних детей осуществляются в соответствии с положениями настоящего Соглашения по действительным документам, указанным в настоящей статье, а также по действительным национальным заграничным паспортам родителей или сопровождающих их лиц, если дети вписаны в эти паспорта. Наличие фотографий детей в паспортах родителей или сопровождающих их лиц обязательно.

В случае введения новых документов Стороны не менее чем за 20 дней до этого будут информировать друг друга по дипломатическим каналам с одновременным направлением не менее 3 оформленных образцов каждого документа.

Граждане государства одной Стороны въезжают на территорию государства другой Стороны и выезжают с этой территории через пункты пропуска на границе, открытые для международного или двустороннего сообщения.

Граждане государства одной Стороны во время пребывания на территории государства другой Стороны обязаны соблюдать законы и другие правовые акты этого государства.

Граждане государства одной Стороны для получения визы государства другой Стороны обязаны представить в его дипломатическое представительство или консульское учреждение приглашение, оформленное в установленном порядке и полученное от соответствующего юридического или физического лица принимающего государства, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Соглашении.

Представления приглашения для получения визы не требуется в случае:

1) наличия выданной организацией принимающего государства путевки в пансионат, дом отдыха, санаторий или иное лечебно-оздоровительное учреждение, расположенное на территории соответствующего государства;

2) наличия туристической путевки, выданной российской или литовской туристической организацией, занимающейся международным туризмом на законных основаниях и подтверждения принимающей туристической организации соответствующего государства;

3) владения недвижимостью, принадлежащей гражданину на праве собственности или долгосрочной (свыше 6 месяцев) аренды, расположенной на территории государства другой Стороны (по предъявлении удостоверяющего документа);

4) реализации права наследования (по предъявлении документа, подтверждающего необходимость получения наследства на территории государства другой Стороны);

5) наличия надлежащим образом заверенной выписки из судовой роли у членов экипажей морских и речных судов;

6) наличия списков работников поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад железных дорог, представленных Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством транспорта и коммуникаций Литовской Республики (при выдаче однократных виз);

7) наличия разрешения, выданного компетентными органами Сторон в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном сообщении от 18 ноября 1993 года, либо разрешения (лицензии) Европейской конференции министров транспорта на международные перевозки грузов (при этом к разрешению прилагается отдельная справка руководителя предприятия, в которой указываются имена и фамилии членов экипажей автотранспортных средств (не более 2 человек), в том числе следующих транзитом, и номер разрешения) – при выдаче однократных виз;

8) наличия достаточных средств и медицинской страховки (при выдаче однократных виз, действительных до 30 дней);

9) направления по регулярным маршрутам, согласованным соответствующими органами государств Сторон, членов экипажей пассажирских автобусов (при выдаче однократных виз).

В безотлагательных случаях гуманитарного характера уполномоченные органы государств Сторон выдают визы бесплатно в течение 24 часов. Такими случаями, в том числе, являются:

1) поездки с целью посещения тяжелобольного члена семьи или близкого родственника – родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных/удочеренных), родных брата и сестры, супруга, супруги, бабушки, дедушки, внука (далее именуются члены семьи, близкие родственники), а также для участия в похоронах члена семьи или близкого родственника – по предъявлении подтверждающего документа, заверенного с Российской Стороны органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, с Литовской Стороны – службами Департамента миграции при Министерстве внутренних дел Литовской Республики, а также по предъявлении извещения, поступающего по дипломатическим каналам;

Читайте также:
Зарплата у следователя следственного комитета в России в 2022 году: минимум и максимум

2) поездки лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, или лиц с тяжелыми заболеваниями – при наличии документов, выданных уполномоченными органами государств Сторон и подтверждающих необходимость срочного въезда на территорию государства другой Стороны;

3) поездки с целью сопровождения лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, – при наличии документа, подтверждающего необходимость сопровождения больного;

4) поездки с целью оказания помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и эпидемий;

5) поездки с целью сопровождения груза гуманитарной помощи – по предъявлении документов, оформленных в соответствии с законодательством государства принимающей Стороны;

6) поездки граждан Российской Федерации, имеющих удостоверение о сохранении права на гражданство Литовской Республики, а также членов их семей, внесенных в указанное удостоверение, – без представления приглашения.

Уполномоченные органы государств Сторон выдают многократные визы, действительные на срок до одного года:

1) лицам, имеющим членов семьи или близких родственников, постоянно проживающих на территории принимающего государства, при представлении приглашений от них, заверенных в соответствии с законодательством этого государства;

2) работникам поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад железных дорог – при наличии списков, представленных Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством транспорта и коммуникаций Литовской Республики;

3) членам экипажей пассажирских автобусов, выполняющим перевозки по регулярным маршрутам, согласованным соответствующими органами государств Сторон, – при наличии ходатайства соответствующего органа государства другой Стороны;

4) членам экипажей автотранспортных средств (не более 2 человек), в том числе следующих транзитом, – при наличии списков, составленных ассоциациями национальных перевозчиков.

Граждане Российской федерации, постоянно проживающие на территории Литовской Республики, и граждане Литовской Республики, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, осуществляют поездки на территорию государства, гражданами которого они являются, и возвращаются к месту постоянного жительства без визы при наличии документов, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, и разрешения на постоянное жительство.

Безвизовый порядок въезда сохраняется:

1) для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации – при наличии записи в генеральной декларации (полетном задании);

2) для членов экипажей морских и речных судов – при наличии записи в судовой роли для временного отпуска на берег во время нахождения судна в порту.

Граждане государства одной Стороны, работающие в дипломатических или торговых представительствах, консульских учреждениях и международных организациях, расположенных на территории государства другой Стороны, имеющие действительные дипломатические или служебные паспорта, могут въезжать, выезжать и находиться на территории этого государства без визы в течение всего срока аккредитации.

Члены семей указанных граждан, проживающие вместе с ними и имеющие действительные дипломатические или служебные паспорта Российской Федерации или Литовской Республики, могут въезжать, выезжать и находиться на территории государства другой Стороны без визы в течение всего срока аккредитации этих граждан.

Гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Калининградской области Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Литовской Республики выдают визы Литовской Республики, включая многократные, сроком до одного года с правом пребывания в Литовской Республике до 180 дней в течение одного года, но не более 90 дней в течение 6 месяцев, без представления приглашения и бесплатно.

Гражданам Литовской Республики дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации выдают визы Российской Федерации, включая многократные, сроком до одного года с правом пребывания в Калининградской области Российской Федерации до 180 дней в течение одного года, но не более 90 дней в течение 6 месяцев, без представления приглашения и бесплатно.

Консульский сбор за выдачу визы не взимается со следующих категорий граждан:

1) участники мероприятий культурного, научно-технического, спортивного характера, имеющих большое общественное значение, и мероприятий приграничного сотрудничества, согласованных на основе взаимности между соответствующими министерствами и ведомствами государств Сторон, при наличии приглашений соответствующих министерств и ведомств, а также администраций Калининградской области Российской Федерации и уездов Литовской Республики;

2) лица, посещающие могилы членов семьи или близких родственников на срок до 10 дней 2 раза в течение года, – при наличии документа, подтверждающего место захоронения;

3) дети в возрасте до 16 лет;

4) лица в возрасте от 60 лет;

5) члены семей, близкие родственники и гости сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений государств Сторон,

6) инвалиды первой группы, а также дети-инвалиды и сопровождающие их лица (не более одного человека).

Уполномоченные органы государства одной Стороны имеют право отказать гражданам государства другой Стороны в выдаче визы и во въезде без объяснения причин отказа или ограничить срок их временного пребывания на территории государства своей Стороны.

Читайте также:
Особенности изготовления скан-копии паспорта

Каждая из Сторон может частично или полностью приостановить действие настоящего Соглашения. О принятии решения о приостановлении, а также о возобновлении действия настоящего Соглашения Стороны незамедлительно извещают друг друга по дипломатическим каналам.

Настоящее Соглашение может быть изменено или дополнено по взаимной договоренности Сторон Поправки в этом случае вступают в силу со дня обмена соответствующими нотами.

Настоящее Соглашение, за исключением статьи 12, вступает в силу с 1 января 2003 года.

Статья 12 настоящего Соглашения вступает в силу с 1 июля 2003 года.

В случае если одна из Сторон намерена прекратить действие настоящего Соглашения, она уведомляет об этом другую Сторону по дипломатическим каналам. Действие настоящего Соглашения прекращается на тридцатый день после вручения соответствующей ноты.

Совершено в Москве 30 декабря 2002 года в двух экземплярах, каждый на русском и литовском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Текст документа сверен по:

“Бюллетень международных договоров”,

Договор между Латвийской Республикой и Российской Федерацией о латвийско-российской государственной границе

Д о г о в о р

между Латвийской Республикой и Российской Федерацией
о латвийско-российской государственной границе*

Латвийская Республика и Российская Федерация, далее именуемые Стороны,

основываясь на взаимном уважении суверенитета и независимости, равноправия и территориальной целостности,

подтверждая верность принципам ООН и ОБСЕ,

признавая положительное влияние договорного оформления государственной границы между Латвийской Республикой и Российской Федерацией на дальнейшее развитие добрососедских отношений,

основываясь на доброй воле Сторон,

договорились о нижеследующем:

В настоящем Договоре под термином «латвийско-российская государственная граница» (далее – «государственная граница» или «граница») понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, разделяющие территории (сушу, воды, недра и воздушное пространство) двух суверенных государств – Латвийской Республики и Российской Федерации.

В соответствии с нормами международного права и на основе договоренностей, достигнутых в ходе переговоров, Стороны определили прохождение государственной границы между Латвийской Республикой и Российской Федерацией.

Латвийско-российская государственная граница проходит так, как это установлено в «Описании прохождения государственной границы между Латвийской Республикой и Российской Федерацией» и показано красной линией на «Делимитационной карте государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой» масштаба 1:50 000 (далее – «делимитационная карта»).

«Описание прохождения государственной границы между Латвийской Республикой и Российской Федерацией» (Приложение 1) и делимитационная карта (Приложение 2) являются неотъемлемыми частями настоящего Договора.

Государственная граница на реках (канализованных руслах рек) или главных рукавах рек, ручьях и канавах проходит по их середине.

Основным критерием для определения главного рукава реки является расход воды при ее среднем уровне.

Любые естественные изменения, которые могут происходить на пограничных реках, ручьях и канавах, не влекут за собой изменений в положении демаркированной на местности линии латвийско-российской государственной границы, а также принадлежности островов, если Стороны не согласятся об ином.

Принадлежность островов, появившихся на пограничных реках после демаркации границы, определяется в соответствии с положением демаркированной линии границы, а принадлежность островов, появившихся непосредственно на демаркированной линии границы, определяется путем консультаций между Сторонами на справедливой и равноправной основе.

В целях установления и обозначения на местности латвийско-российской государственной границы в соответствии с настоящим Договором и создания документов демаркации Стороны в возможно короткий срок со дня вступления в силу настоящего Договора образуют на паритетных началах Совместную демаркационную комиссию, поручив ей:

– разработать и утвердить порядок демаркации государственной границы;
– установить на местности точное положение линии государственной границы в соответствии с настоящим Договором и прилагаемыми к нему «Описанием прохождения государственной границы между Латвийской Республикой и Российской Федерацией» и делимитационной картой;
– создать рабочие группы по демаркации границы, руководить их деятельностью;
– установить пограничные знаки;
– определить на пограничных реках (канализованных руслах рек) или рукавах рек, ручьях и канавах точное положение их середины, а также точное прохождение границы на озерах;
– уточнить принадлежность островов на реках;
– подготовить проекты документов о демаркации границы;
– решать другие вопросы, относящиеся к проведению демаркационных работ.

Документы демаркации, подготовленные Комиссией, подлежат утверждению Правительством каждой из Сторон.

Расходы, связанные с демаркацией границы, Стороны покрывают на паритетных началах.

Режим государственной границы между Латвийской Республикой и Российской Федерацией определяется отдельным Договором.

Точка стыка государственных границ Латвийской Республики, Российской Федерации и Эстонской Республики определяется отдельным Соглашением между этими тремя государствами.

Точка стыка государственных границ Латвийской Республики, Российской Федерации и Республики Белоруссия определяется отдельным Соглашением между этими тремя государствами.

Читайте также:
Как эмигрировать в Уругвай из России в 2022 году

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Совершено в _________________________ « » ___________ 200__ года в двух экземплярах, каждый на латышском и русском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

ЗА ЛАТВИЙСКУЮ ЗА РОССИЙСКУЮ

* Согласно 8 статье Договора, он должен быть ратифицирован парламентами обоих государств. Договор вступит в силу в день, когда произойдет обмен ратификационными грамотами.

Современное состояние взаимоотношений России и Литвы

Политические контакты

Независимость Литовской Республики была признана Постановлением Государственного Совета СССР 6 сентября 1991 г. Дипломатические отношения между Литвой и СССР были установлены 9 октября 1991 г.

За минувшие годы решен ряд крупных проблем двусторонних отношений, включая предоставление литовского гражданства практически всем желающим из числа постоянных жителей Литвы, организованный вывод из страны российских войск и урегулирование статуса военных пенсионеров. Стороны существенно продвинулись в формировании договорно-правовой основы сотрудничества. 29 июля 1991 г. в Москве был подписан Договор об основах межгосударственных отношений между РСФСР и Литовской Республикой, который вступил в силу в мае 1992 г. В завершающей стадии находится процесс юридического оформления государственной границы. 24 октября 1997 г. также в Москве были подписаны Договор о российско-литовской государственной границе и Договор о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море (вступили в силу в августе 2003 г.). В 2005 г. были подписаны межправсоглашения об определении точки стыка госграниц на суше (российско-литовско-польское, 27 октября, вступило в силу в июле 2006 г.) и об определении точки стыка границ исключительных экономических зон и континентального шельфа в Балтийском море (российско-литовско-шведское, 30 ноября, российская сторона выполнила все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу данного документа). 26 апреля 2006 г. была создана Совместная российско-литовская демаркационная комиссия, восьмое заседание которой прошло 20-22 ноября 2007 г. в Вильнюсе.

3 декабря 2007 г. подписано Межправсоглашение о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям Калининградсклй области Российской Федерации и Литовской Республики. На сегодняшний день заключены и действуют 8 межгосударственных, 30 межправительственных и 26 межведомственных договоров и соглашений. Более 20 проектов соглашений прорабатываются в рамках Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству.

Развиваются российско-литовские политические контакты. Состоялись официальные визиты глав литовского государства в Россию (А.Бразаускас – в 1997 г. и В.Адамкус – в 2001 г.). По итогам визита В.Адамкуса в Россию 30 марта 2001 г. было подписано Совместное российско-литовское заявление. 30-31 мая 2003 г. президент Литвы Р.Паксас принимал участие в саммите Россия – ЕС и торжественных мероприятиях по случаю 300-летия Санкт-Петербурга.

В марте и мае 2002 г. в Калининградской области Российской Федерации и Санкт-Петербурге прошли встречи глав правительств России и Литвы. 20-22 октября 2003 г. Москву в качестве премьер-министра Литвы посетил А.Бразаускас. 21 июня 2004 г. состоялась встреча глав правительств двух стран в Лауласмаа (Эстония) в рамках встречи глав правительств стран СГБМ.

Достаточно регулярно проходят консультации между министерствами иностранных дел обеих стран, Протокол о проведении которых заключен в 1998 г. 29 июня 2004 г. и 20 апреля 2005 г. в рамках заседания Совета Россия-НАТО в Стамбуле и Вильнюсе, 7 декабря 2004 г. на СМИД ОБСЕ в Софии состоялись встречи С.В.Лаврова с А.Валионисом. Переговоры между главами внешнеполитических ведомств продолжились в 2005 г. (8 апреля в Москве, а 26 мая в Тракае). 14 ноября 2006 г. в Москве состоялась встреча С.В.Лаврова с новым мининдел ЛР П.Вайтекунасом. Осуществляются также контакты на уровне заместителей министров иностранных дел и директоров профильных департаментов МИД России и Литвы.

Важным компонентом двусторонних отношений являются межпарламентские связи. В законодательных органах двух стран действуют депутатские группы по сотрудничеству. 18-19 ноября 2002 г. Россию с официальным визитом посетил Председатель Сейма Литвы А.Паулаускас. 5 июня 2003 г. официальный визит в Вильнюс нанес Председатель Совета Федерации Федерального Собрания (ФС) РФ С.М.Миронов, а 27-28 октября 2003 г. – Председатель Государственной Думы ФС РФ Г.Н.Селезнев. В 2006 г. вице-спикер Сейма ЛР Ч. Юршенас, принимавший участие 27-28 апреля в Санкт-Петербурге в посвященных 100-летию Государственной Думы России мероприятиях, встретился с Председателем нижней палаты российского парламента Б.В. Грызловым. 10-12 октября 2006 г. в Вильнюсе находилась делегация Комитета Госдумы России по международным делам во главе с его председателем К.И. Косачевым.

Предпринимаются шаги по налаживанию сотрудничества между оборонными ведомствами России и Литвы. В апреле 2001 г. Вильнюс посетила делегация Минобороны России. Стороны подтвердили взаимное стремление к обмену делегациями, слушателями военно-учебных заведений. Установлены контакты по линии ВМФ России и ВМС Литвы. В сентябре 2001 г. Литву посетил командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.П. Валуев. 1 июня и 30 июля 2002 г. в Москве и Ниде состоялись беседы Министра обороны России С.Б. Иванова с Министром охраны края Литвы Л. Линкявичюсом.

Читайте также:
Значение и преимущества иммиграции в Коста-Рику

Особое значение для России имеет взаимодействие с Литвой в развитии Калининградской области Российской Федерации (КО). В его основе – заключенное в 1991 г. Соглашение между РСФСР и Литвой о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии КО, а также межправительственное Соглашение о долгосрочном сотрудничестве Калининградской области России и регионов Литвы oт 1999 г. В 2000 г. создан российско-литовский Совет по долгосрочному сотрудничеству между региональными и местными властями КО и ЛР. Контакты законодателей осуществляются в рамках Форума парламентариев Сейма ЛР и Калининградской областной думы. Важную роль играет приграничное сотрудничество КО РФ и ЛР в формате еврорегионов «Балтика», «Неман», «Сауле», «Шешупе».

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.

ДОГОВОР

МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЛАТВИЙСКОЙ

РЕСПУБЛИКОЙ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

(Рига, 3 февраля 1993 года)

Российская Федерация и Латвийская Республика,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам,

договорились о нижеследующем:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны.

Это относится также и к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из Договаривающихся Сторон.

2. Граждане одной Договаривающейся Стороны имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы (далее именуемые “учреждения юстиции”) и в иные учреждения другой Договаривающейся Стороны, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, как и собственные граждане.

1. Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон оказывают взаимно правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Учреждения юстиции оказывают правовую помощь и другим учреждениям, к компетенции которых относятся дела, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

3. Другие учреждения, к компетенции которых относятся дела,

указанные в пункте 1 настоящей статьи, направляют просьбы о правовой помощи через учреждения юстиции.

Объем правовой помощи

Правовая помощь охватывает выполнение процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности, допрос сторон, потерпевших, обвиняемых и подсудимых, свидетелей, экспертов, проведение экспертиз, осмотра, передачу вещественных доказательств, возбуждение уголовного преследования и выдачу лиц, совершивших преступления, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, вручение и пересылку документов, предоставление по просьбе другой Стороны сведений о судимости обвиняемых.

При оказании правовой помощи учреждения Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Министерство юстиции и Прокуратуру Латвийской Республики.

Просьбы и поручения об оказании правовой помощи составляются на языке запрашивающей Договаривающейся Стороны, если настоящим Договором не предусмотрено иное.

Документы, посылаемые учреждениями юстиции и иными учреждениями в порядке оказания правовой помощи, должны быть подписаны компетентным лицом и удостоверены печатью.

Форма поручения об оказании правовой помощи

В поручении об оказании правовой помощи должно быть указано:

1) наименование запрашивающего учреждения;

2) наименование запрашиваемого учреждения;

3) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

4) имена и фамилии сторон и других лиц, в отношении которых направляется поручение, их гражданство, занятие и постоянное местожительство или местопребывание, а для юридических лиц – наименование и местонахождение;

5) фамилии и адреса их уполномоченных;

6) содержание поручения, а по уголовным делам также описание фактических обстоятельств совершенного преступления и его юридическую квалификацию.

1. При исполнении поручения об оказании правовой помощи учреждение юстиции, к которому обращено поручение, применяет законодательство своего государства. Однако по просьбе учреждения, от которого исходит поручение, оно может применять процессуальные нормы Договаривающейся Стороны, от которой исходит поручение, поскольку они не противоречат законодательству его государства.

2. Если учреждение юстиции, к которому обращено поручение, не компетентно его исполнить, оно пересылает поручение компетентному учреждению и уведомляет об этом учреждение, от которого исходит поручение.

3. В случае получения соответствующего ходатайства учреждение юстиции, к которому обращено поручение, уведомляет учреждение, от которого исходит поручение, о времени и месте исполнения поручения.

Читайте также:
Салон авиакомпании KLM Royal Dutch Airlines

4. После выполнения поручения учреждение юстиции, к которому обращено поручение, направляет документы учреждению, от которого исходит поручение; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно возвращает поручение и уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют его исполнению.

Порядок вручения документов

1. Запрашиваемое учреждение осуществляет вручение документов в соответствии с правилами, действующими в его государстве, если вручаемые документы составлены на его языке или снабжены заверенным переводом. В тех случаях, когда документы составлены не на языке запрашиваемой Договаривающейся Стороны или не снабжены переводом, они вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять.

2. В просьбе о вручении должны быть указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Если указанный в просьбе о вручении адрес оказался неполным или неточным, запрашиваемое учреждение в соответствии с законодательством своего государства принимает меры для установления точного адреса.

Подтверждение вручения документов

Подтверждение вручения документов оформляется в соответствии с правилами, действующими на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны. В подтверждении должны быть указаны время и место вручения, а также лицо, которому вручен документ.

Вручение документов и допрос граждан

через дипломатические представительства

или консульские учреждения

Договаривающиеся Стороны имеют право вручать документы и допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения. При этом не могут применяться меры принудительного характера.

Вызов за границу свидетеля или эксперта

1. Свидетель или эксперт, который, независимо от его гражданства добровольно явился по вызову в учреждение юстиции другой Договаривающейся Стороны, не может на территории этой Стороны быть привлечен к уголовной или административной ответственности, взят под стражу или подвергнут наказанию в связи с каким-либо деянием, совершенным до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их показаниями или заключениями в качестве экспертов либо в связи с деянием, являющимся предметом разбирательства.

2. Этой привилегией не пользуется свидетель или эксперт, если он в течение 15 дней с момента уведомления его о том, что его присутствие не является необходимым, не покинет территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны. В этот срок не засчитывается время, в течение которого свидетель или эксперт не мог покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны по

не зависящим от него обстоятельствам.

3. Свидетели и эксперты, явившиеся по вызову на территорию другой Договаривающейся Стороны, имеют право на возмещение вызвавшим их учреждением расходов, связанных с проездом и пребыванием за границей, а также на возмещение неполученной заработной платы за дни отвлечения от работы; эксперты, кроме того, имеют право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, на какие виды выплат имеют право вызванные лица; по их ходатайству Договаривающаяся Сторона, от которой исходит вызов, выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

1. Документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и др.) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения.

2. Документы, которые на территории одной Договаривающейся Стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официальных документов.

Расходы, связанные с оказанием правовой помощи

1. Договаривающаяся Сторона, к которой обращено поручение, не будет требовать возмещения расходов по оказанию правовой помощи. Договаривающиеся Стороны сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой помощи на их территории, за исключением расходов, связанных с проведением экспертиз.

2. Учреждение юстиции, к которому обращено поручение, уведомит учреждение, от которого исходит поручение, о сумме расходов. Если учреждение, от которого исходит поручение, взыщет эти расходы с лица, обязанного их возместить, то взысканные суммы поступают в пользу взыскавшей их Договаривающейся Стороны.

Министерства юстиции Договаривающихся Сторон предоставляют друг другу по просьбе информацию о действующем или действовавшем в их государствах законодательстве и о вопросах его применения учреждениями юстиции.

Бесплатная правовая защита

Гражданам одной Договаривающейся Стороны в судах и иных учреждениях другой Договаривающейся Стороны оказывается бесплатная юридическая помощь и обеспечивается бесплатное судопроизводство на тех же основаниях и с теми же преимуществами, как и собственным гражданам.

Пересылка свидетельств о гражданском состоянии

и других документов

Договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе в дипломатическом порядке без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и другие документы (об образовании, о работе и т.п.), которые касаются личных прав и имущественных интересов граждан другой Договаривающейся Стороны.

Читайте также:
Спонсорское письмо на визу в Италию: правила написания

Отказ в правовой помощи

Правовая помощь не оказывается, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой Договаривающейся Стороны

Дело принципа: Россия должна отказаться иметь дело с Литвой

Посол России в Вильнюсе ответил на заявление президента Литвы о заинтересованности в хороших отношениях с Россией словами о том, что Россия всегда готова к развитию добрососедских связей с Литвой. Проблема в том, что президент Гитанас Науседа выразил готовность к хорошим отношениям с некоей другой, альтернативной Россией, а та Россия, что есть, его не устраивает. Хороший повод задуматься, устраивает ли Россию сегодняшняя Литва, чтобы иметь с ней добрососедские отношения?

«Российско-литовские отношения, к сожалению, как уже неоднократно подчеркивалось нами, находятся в самой низкой точке за всю новейшую историю их существования», — заявил в интервью литовской прессе посол России в Вильнюсе Алексей Исаков.

Что касается России, то мы «готовы к выстраиванию по-настоящему добрососедских связей, основанных на взаимном уважении, учете интересов друг друга, невмешательстве во внутренние дела» — сказал посол.

Эти слова можно считать ответной репликой на недавнее заявление президента Литвы Гитанаса Науседы о надежде на хорошие отношения с Россией.

Только если вчитаться в это заявление, то окажется, что с существующей Россией первое лицо Литвы никаких отношений не хочет, а надежды его связаны с некоей «прекрасной Россией будущего», которая будет выстроена по литовским лекалам.

Действующий договор об основах межгосударственных отношений между Россией и Литвой, который дает надежду на хорошие отношения, был подписан 29 июля 1991 года. Надежды связаны не столько с самим договором, сколько с датой подписания, когда «народы России и Литвы вместе боролись за свободу».

«Это был период, когда литовцы в Вильнюсе и русские в Москве храбро противостояли танкам, чувствуя искреннюю поддержку друг друга. Вместе мы были сильнее», — сказал Гитанас Науседа.

То есть при ближайшем рассмотрении оказывается, что ничего сенсационного президент Литвы не сказал.

Он демонстрирует стойкую приверженность государственной идеологии, согласно которой «прекрасная Россия будущего» для Литвы — это Россия начала 1990-х годов.

Что это была за Россия? Та, которая прокляла все свое советское прошлое, включая победу в Великой Отечественной войне, развалилась на части, бросив 25 миллионов русских на бывших национальных окраинах, оказалась на пороге массового голода, добровольно сдала все свои интересы и позволила НАТО вплотную приблизиться к госграницам. А еще стала молиться на США как на Бога, жить от кредита до кредита МВФ и подчиняться указаниям «гарвардских мальчиков».

У абсолютного большинства россиян воспоминания о той стране вызывают смесь ужаса и мучительного стыда, так что надеждам руководства Литвы на другую Россию не суждено сбыться. Это не значит, что она никогда не изменится. Россия за свою тысячелетнюю историю доказала способность к фантастическим метаморфозам. Это значит, что шансы на то, что другая Россия будет создаваться по образцам 1991 года, стремятся к нулю.

Другой вопрос, устраивает ли Россию сегодняшняя Литва, чтобы иметь с ней добрососедские отношения, если в Вильнюсе того пожелают?

Что это за Литва? Это Литва, в которой российский гражданин Юрий Мель осужден на 10 лет по статье «военные преступления и преступления против человечности» за то, что в ночь на 13 января 1991 года он светил фарами танка и произвел холостой выстрел из направленной в воздух пушки. Литва, в которой общественных деятелей, выступающих за добрососедские отношения с Россией, автоматически обвиняют в государственной измене.

Советские диссиденты в зрелую перестройку выходили на улицы бороться за европейское демократическое будущее Литвы. В современной Литве появились собственные диссиденты, которых преследуют советскими методами за отказ от государственной идеологии.

Литовские власти изымают из типографий и запрещают к распространению книги, арестовывают их издателей и травят их авторов. За несогласие с официальной трактовкой вопросов истории действует уголовная статья, по которой можно сесть в тюрьму на несколько лет. Когда начинаешь разбираться, выясняется, что такая жесткость нужна, чтобы защитить от исторических фактов и показаний судмедэкспертизы собственную ложь о том, что красноармейцы во время Великой Отечественной войны занимались в Восточной Пруссии геноцидом литовского населения, а защитников Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года расстрелял советский спецназ.

Что же касается российско-литовских отношений, то что это были за отношения, когда они были? Какую повестку двусторонних отношений предлагал Вильнюс? Покаяться за «советскую оккупацию» и выплатить Литве 830 миллиардов долларов материальных компенсаций.

Читайте также:
Как формируется рыночная стоимость земельного участка в 2022 году

Может, и лучше, что с Литвой у России сейчас никаких политических отношений нет?

Может, пора поставить вопрос ребром и сказать, что с Литвой в ее нынешнем виде у России в принципе не может быть отношений, и Москва готова развивать отношения только с другой, альтернативной Литвой?

Прекрасной Литвой будущего, в которой людей не сажают за то, что они отстаивают историческую правду и пишут книги о 13 января? В которой не держат в тюрьме ни за что тяжело больных россиян.

У России запас прочности выше, чем у Литвы. Она появления новой, лучшей Литвы дождется быстрее, и даже может поспособствовать процессу превращения гадкого утенка в лебедя.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Международные системы теряют долю в РФ

Visa и MasterCard опасаются конкуренции с ЦБ

Международные платежные системы (МПС) представили финансовую отчетность, где поделились опасениями о рисках, которые могут помешать им конкурировать с местными игроками, в частности в РФ. В качестве таких факторов были названы протекционизм регулятора, развитие системы быстрых платежей (СБП) и выход новых игроков на платежный рынок. Эксперты считают такие опасения обоснованными — МПС могут потерять существенную долю рынка в России.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В конце прошлой недели крупнейшие МПС — Visa и MasterCard (MC) — опубликовали глобальную отчетность за четвертый квартал прошлого года. В своих отчетах платежные системы перечислили риски, которые могут помешать им достичь высоких результатов. Среди факторов, которые могут повлиять на финансовые результаты платежных систем, названы ограничения, связанные с коронавирусом, усиление надзора и регулирования на различных рынках, рост конкуренции, в том числе и со стороны технологических компаний. «Установленные правительством обязательства и/или ограничения в отношении международных платежных систем могут помешать нам конкурировать с поставщиками услуг в определенных странах…— отмечается в отчете Visa.— В России законодательство фактически запрещает нам обрабатывать внутренние трансакции. Контролируемая центральным банком Национальная система платежных карт (НСПК) является единственной организацией, которой разрешено осуществлять обработку внутри страны».

Видят МПС угрозу и в развитии СБП, отмечая, что центральные банки ряда стран, в том числе Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады и России, находятся в процессе разработки или расширения национальных платежных сетей в режиме реального времени, указано в материалах Visa.

Также там отмечается усиливающаяся конкуренция со стороны новых игроков, которые выходят на платежный рынок. В итоге все эти меры в странах, где они имеют место, могут снизить доходы компании, повысить ее расходы и даже «выдавить нас из страны».

В отчете НСПК за 2021 год отмечается, что по эмиссии доля платежной системы «Мир» за год выросла с 29% до 32,3%, а по объему операций — с 23% до 25%. При этом в концепции развития национальной платежной системы Банка России записано, что в 2024 году платежная система «Мир» должна по объему операций занимать на российском рынке 30%. СБП также активно развивается: если в декабре 2020 года через нее прошло около 30 млн платежей на 200 млрд руб., то в декабре 2021 года — более 130 млн платежей почти на 800 млрд руб.

ЦБ попросил МПС раскрыть принципы формирования их системы и динамику ценообразования на российском рынке

По словам независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, пока рост НСПК и СБП происходит за счет уменьшения доли наличных, но в перспективе трех-пяти лет такой органический рост замедлится и встанет вопрос о других источниках роста на рынке РФ. Глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров считает опасения МПС абсолютно реалистичными. «С учетом текущей международной ситуации эти риски могут реализоваться не на среднесрочном горизонте, а уже в текущем году. Санкционное отключение карт МПС — уже апробированный в отношении России сценарий»,—указывает он.

«Да и без санкционных историй рыночное давление на них со стороны “Мира” и СБП будет только усиливаться»,— считает Роман Прохоров, уточняя, что в варианте эскалации и отключения доля МПС на российском рынке может стать менее 10%, при более «спокойном» развитии сценария она может сократиться до 20–30% (сейчас на карты Visa и MC приходится более 65% эмиссии).

«Независимо от предпосылок Visa и MasterCard будут вынуждены бороться за свою долю рынка в России, и при определенных обстоятельствах такое усиление конкуренции должно привести к росту стимулов от Visa и MasterCard для банков, к расширению дополнительных услуг по их картам, что в итоге может повысить общий уровень качества платежных услуг в России»,— считает независимый эксперт на рынке электронных платежей Андрей Вылегжанин. Но даже при хорошем сценарии доля международных платежных систем в России на горизонте пяти лет снизится на 5–10%, заключает он.

Читайте также:
Французский налог 2022

Впрочем, МПС легко сдаваться не намерены. Так, в MasterCard “Ъ” сообщили: «У нас амбициозные планы, и мы уверены, что конкуренция только способствует развитию и росту».

Публикации

В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.

Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?

Экстрадиция

Экстрадиция – выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.

Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» – Сергей Миронов, ЛДПР – Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ – Сергей Шойгу.

Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.

Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.

Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.

И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.

Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.

Правовое обоснование

Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.

Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.

Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.

Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.

При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами – членами Интерпола.

Читайте также:
Город Гамбург, Германия — история и достопримечательности Гамбурга

Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.

Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.

Российская Федерация

Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.

Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.

Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.

Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас – менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.

Одна из причин этих неудач – отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.

Гораздо активнее идет обратный процесс – экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.

По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.

Страны Евросоюза

Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.
Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.

Великобритания

Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.

Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.

Читайте также:
В 2022 году самый дешёвый дом в Новой Зеландии был продан за 10 000 долларов

В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.

Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.
США

В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.

Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях – таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.

Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.

Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.

К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.

Украина

Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.

После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.

Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.

Итог

Таким образом, ни о каких единых международных правилах выдачи обвиняемых и подозреваемых в преступлениях говорить пока, к сожалению, не приходится. А активность отдельных стран по лоббированию собственных интересов на этом фронте, по оценкам юристов, скорее уменьшает шансы на появление реально действенного универсального правового механизма экстрадиции в обозримом будущем.

В таких условиях самым эффективным методом возвращения на родину весомых правонарушителей оказывается не юридические, а дипломатические каналы и т.н. «обмен преступниками». До четкости Рамзеса II в исполнении международных договоров современному миру, к прискорбию юристов, еще далеко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: