Понятие гражданства рф 2022

Понятие гражданства рф 2022

Декабрь 2021 года, оказался очень плодотворным, в плане вступления в России новых законов связанных с эмигрантами в России. Не успели отгреметь баталии по поводу вступления норм, обязывающих иностранцев проходит дактилоскопию и обязательный медосмотр четыре раза в год и вот новое планируемое изменение, которое вступит в 2022 году, и теперь это уже вопросы получения и прекращения Российского гражданства. 29 декабря Президент России внес в госдуму законопроект согласно которому, предлагается расширить полномочия главы государства по определению категорий лиц, которые имеют право на упрощенное приобретение гражданства РФ.

Законопроектом предусмотрено сокращение числа требований более чем к 20 категориям лиц при приеме их в гражданство РФ и признании российскими гражданами.

Прежде всего, речь идет о лицах, являющихся нашими соотечественниками – гражданами бывшего СССР, их детьми, участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

В число лиц, имеющих право на упрощенное приобретение гражданства РФ, включены также лица, которые имеют проживающих в России близких родственников – граждан РФ.

Лица, имеющие родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах государственной границы РФ), также получают право на упрощенное приобретение гражданства РФ без прохождения процедуры признания их носителями русского языка.

В соответствии с законопроектом российскими гражданами также могут быть признаны: лица, родившиеся на территории РФ (территории РСФСР) до 6 февраля 1992 г.; лица, хотя бы один из родителей которых на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории РФ (территории РСФСР); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или РФ и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией РФ и располагавшихся на территориях других государств. Согласно законопроекту, наличие у этих лиц иностранного гражданства не является основанием для отказа в признании их гражданами РФ.

Полномочия Президента

В рамках закона, который должен будет принят, расширяются полномочия президента по определению категорий лиц, которые имеют право на упрощенное приобретение гражданства РФ. Президент России может определять категории таких лиц не только в гуманитарных, но и в любых иных целях. К ним, в частности, могут быть отнесены граждане Белоруссии, Украины, Молдавии и Казахстана, указанные в действующем законе “О гражданстве РФ”, а также другие лица.

В ведении президента предлагается оставить только прием в гражданство РФ в исключительном порядке и распространить его на ветеранов Великой Отечественной войны, являвшихся гражданами бывшего СССР; лиц, имеющих особые заслуги перед РФ, а также на лиц, которые ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для РФ.

В отношении остальных категорий лиц правом принятия решений по вопросам гражданства РФ наделяются МВД России и МИД России.

Возможности получения гражданства для инвесторов

В категории лиц, которые имеют право на упрощенное приобретение гражданства РФ, не включены инвесторы и квалифицированные специалисты.

Соответствующие положения закона “О гражданстве РФ” не были востребованы на практике, говорится в пояснительной записке. Кроме того, концепция законопроекта не предполагает предоставления гражданства РФ на основании формальных критериев, не учитывающих наличия реальной связи лица, претендующего на приобретение российского гражданства, с РФ.

Гражданство через Брак

В целях исключения практики заключения фиктивных браков между иностранными гражданами и гражданами РФ для приобретения российского гражданства упрощенное приобретение гражданства РФ предусмотрено только для случаев наличия в браке общего ребенка.

Прекращение гражданства (ранее отмена)

Вместо отмены решений о приеме в гражданство РФ вводится институт прекращения гражданства.

В соответствии с законопроектом президент РФ принимает решения о прекращении гражданства РФ детей, находящихся под опекой иностранных граждан или усыновленных (удочеренных) ими, независимо от места проживания таких детей в целях обеспечения защиты их прав и интересов.

Все лица, гражданство РФ которых было прекращено по инициативе их родителей (усыновителей), имеют право на упрощенное приобретение гражданства РФ в течение пяти лет после достижения возраста 18 лет.

Прекращение гражданства РФ по всем иным основаниям (совершение преступления, использование подложных документов и сообщение заведомо ложных сведений) подлежит обязательному согласованию с президентом РФ.

Законопроект устанавливает десятилетний срок, по окончании которого нельзя будет принять решение о прекращении гражданства РФ в связи с нарушениями, допущенными в процессе приема в гражданство РФ.

Перечень преступлений для отмены гражданства

Законопроектом расширяется перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства РФ. Наряду с преступлениями террористической направленности, в перечень включены некоторые тяжкие преступления против государства, а также преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. В случае прекращения гражданства РФ в связи с совершением таких преступлений установленный десятилетний срок применяться не будет.

Срок действия паспорта

Законопроект устанавливает сроки действия паспорта, основания признания его недействительным, случаи и условия его изъятия, предусмотрена возможность оформления паспорта в виде документа, содержащего электронный носитель информации.

Наличие двойного или множественного гражданства

Гражданин РФ, имеющий гражданство или множественное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ вне зависимости от места его проживания.

Согласно законопроекту, приобретение гражданином РФ гражданства (подданства) иностранного государства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

Наличие у гражданина РФ двойного гражданства или множественного гражданства не может являться основанием для его высылки из РФ или выдачи иностранному государству, в том числе государству, гражданство (подданство) которого имеет гражданин РФ, говорится в документе.

Получение гражданства через образование

Право на получение гражданства РФ по упрощенной процедуре – без “ценза оседлости”, сдачи экзаменов на знание русского языка и основ законодательства РФ, получат также иностранцы, закончившие с отличием российский вуз и постоянно проживающие в России. Для остальных выпускников вузов и колледжей РФ (без диплома с отличием) предлагается дополнительное требование – трудовой стаж в России более одного года.

Читайте также:
Дворец Шенбрунн в Вене — подробная информация с фото

Порядок получения и другие нормы

При подаче заявления о приеме в гражданство РФ иностранцы и лица без гражданства должны будут в обязательном порядке проходить процедуру государственной дактилоскопической регистрации.

Отдельно законопроект оговаривает порядок получения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства, у которых уже есть российский паспорт, но которые “не приобрели гражданство РФ “в установленном порядке” (сюда входит подача заявления, сдача дактилоскопии и произнесение присяги). Такое вступление в гражданство происходит в упрощенном порядке (без сдачи экзаменов и “ценза оседлости”) по заявлению – после проверки органами внутренних дел. Одновременно в гражданство могут быть приняты дети такого человека, в том числе совершеннолетние, следует из законопроекта.

В законопроекте предусмотрена выдача лицу, не достигшему возраста 14 лет, документа, подтверждающего наличие гражданства РФ.

Предлагаемые законопроектом нормы вступят в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования закона, как вы сами понимаете, раз законопроект внесен Президентом он будет обязательно принят. Если у вас будут возникать вопросы пишите, постараюсь дать квалифицированную консультацию!!

Календарь прохождения законопроекта № 49269-8 от момента внесения до момента подписания:
(Здесь мы будем рассказывать о прохождении законопроекта и внесение в него правок с указанием дат до момента окончательного его принятия. Для того чтобы быть в курсе, оставайтесь с нами и подписывайтесь на наши группы в Telegram и WatsApp )

29.12.2021 г. – Внесение законопроекта Президентом России в Государственную думу и присвоение ему номера № 49269-8. Текст законопроекта внесенный президентом. смотреть

12.01.2022 г. – Прошло р ассмотрение и принято решение комитетом Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, одобрить законопроект, и подготовить его к первому чтению в феврале 2022 года. (На данном этапе поправок к законопроекту нет)

17.01.2022 г. – Прошло р ассмотрение законопроекта Советом государственной думы и было принято решение назначить Ответственным за законопроект комитет Государственной думы по делам СНГ евразийской интеграции и связям с соотечественниками, прием отзывов замечаний и поправок в законопроект будет до 08 февраля 2022 года (08.02.2022), Рассмотрение законопроекта запланировано в весеннюю сессию ГД (февраль 2022 года) . (На данном этапе поправок к законопроекту нет)

Упрощенное гражданство 2022

Получить упрощенное гражданство 2022 года можно благодаря разным приемам. Поскольку легализация иностранца с итоговым вступлением в ряды россиян состоит из нескольких ступеней, то здесь доступны различные упрощения.

Процедура получения упрощенного гражданства 2022.

Надо понимать, что такое в целом процесс становления подданным России. Есть некоторые условия и стадии, которые невозможно пропустить по приезду, если хочется в итоге заполучить статус россиянина. Это касается и процесса получения гражданства РФ в упрощенном порядке.

Как можно получить упрощенное гражданство 2022 года. Схема легализации:

Упрощенное гражданство 2022

Нахождение после приезда в положении временно пребывающего. Здесь на иностранца распространяются разные сроки пребывания. Так для безвизовых приезжих действует схема 90 из 180ти. Для визовых доступно пребывание в стране на срок действия визы. В отдельных случаях по законодательству 2022 года можно продлевать свой период пребывания. Например, до конца обучения, до окончания действия трудового договора или на год при бессрочном договоре, при наличии родственников-россиян — на год, при получении звания носителя языка — на 90 дней и т.д.

Дальше приезжий переходит в статус временно проживающего, для чего им запрашивается РВП. Причем здесь уже возможно несколько упростить себе процесс его получения. Если в стандарте РВП требует предварительного запроса квоты, то в упрощенном формате эта необходимость отпадает. Но доступна такая привилегия не всем желающим. Прожить по РВП придется 8 месяцев.

После этого мигранту требуется перейти в статус постоянно проживающего при приобретении ВНЖ. Здесь можно уже сказать, что мигрант практически находится на финишной прямой перед запросом гражданства. ВНЖ получается на базе взятого ранее РВП. В исключительных случаях разрешается оформлять ВНЖ и без него (еще одно упрощение). А некоторым удается и вовсе получить упрощенное гражданство 2022 по РВП (без ВНЖ).

Уже основываясь на взятом ВНЖ, запрашивается и само гражданство. Причем здесь отмечается значимое упрощение (если есть повод реализовать его) — пропуск долговременного срока проживания по ВНЖ для запроса упрощенного гражданства 2022.

Теперь нужно рассмотреть чуть подробнее все перечисленные возможности на тему получения гражданства РФ в упрощенном порядке.

Безквотное РВП для упрощенного гражданства 2022.

Здесь следует разобраться со спецификой упрощения. РВП в обычном режиме должно получаться на основании заранее взятой квоты. Но приобретать эту самую квоту не так уж просто. Для этого надо подать прошение и ждать комиссионного решения. Комиссия рассматривает кандидатов по разнообразным признакам. И не всегда одобряет заявку. Поэтому возможность перескочить через этап с запрашиванием квоты сильно упросит задачу, чтобы получить упрощенное гражданство 2022.

РВП как таковой может приобретаться для использования в качестве отдельно взятого документа. Его необязательно привлекать для дальнейшей легализации. Но при запланированном получении гражданства РФ в упрощенном порядке просто приходится проходить подобные обязательные стадии.

Кому это доступно.

Категории, которым можно получить РВП без квоты:

инвесторы в российский бюджет;

ставшие супругами россиян иностранцы;

контрактники на службе российской армии;

переселенцы по российской госпрограмме либо по международным договорам;

иностранцы с профильным аккредитованным образованием из России (но в том случае, если они являются выходцами из СССР).

Такие основания могут использовать иностранцы из любой страны, приехавшие в безвизовом и визовом режиме. Есть еще привилегия по безквотному получению РВП у граждан трех конкретных стран — Казахстан, Молдова, Украина. По ним действует отдельно разработанный и введенный в действие закон. Представителям этих стран не приходится доказывать какую-то причастность к РФ, как в вышеуказанном перечне. Им достаточно отразить лишь свое гражданство. Остальным же придется прикладывать дополнительную документацию, доказывающую наличие оснований.

Читайте также:
Как оформить брак с гражданином Грузии в РФ в 2022 году

Упрощенное РВП доступно и детям иностранных приезжих. Причем до их 18-тилетия и после при недееспособности. Для них РВП оформляется по уже получившим данный документ родителям или вместе с ними.

Чем доказать наличие основания.

По каждому перечисленному основанию придется предоставить соответствующую документацию. Например, при приобретении упрощенного РВП по супругу, нужно предоставить свидетельство о браке и паспорт такого россиянина с отметкой о прописке. Прибывший в Россию на службу в армии иностранец предоставляет свой контракт. При получении упрощенного РВП по образованию, придется представить не только свой диплом. Здесь понадобится и документация по деятельности образовательной организации (в частности присутствие у нее аккредитации по учебной программе).

Переселенцы при подаче и одобрении им заявки на участие в программе получают соответствующие свидетельства, которые прилагаются к основному списку документов. Для доказывания факта инвестирования придется обращаться в организацию, куда производились финансовые вливания. Там сформируют документ об объеме полученных финансов.

Упрощенное гражданство 2022 по РВП.

Это очередная мера, доступная некоторым приезжающим мигрантам, для получения гражданства РФ в упрощенном порядке — пропуск этапа оформления ВНЖ. Но если рассматривать получение гражданства в качестве долговременного многоступенчатого процесса: от переезда через границу до момента вступления в ряды россиян.

Кто может получить упрощенное гражданство 2022 по РВП:

участвующие в программе по переселению персоны;

мигранты, вступившие в брачный союз с россиянином и родившие вместе с ним ребенка.

То есть эти заявители вправе легализоваться при помощи РВП и уже без запроса ВНЖ сразу получить упрощенное гражданство 2022 года. Такое перескакивание сильно сокращает процесс ожидания, ведь ВНЖ не только получается, но и используется по прямому назначению целых 5 лет. А для перечисленных граждан это требование отменено. Но помимо участников программы переселения у другой категорий заявителей все равно возникает необходимость соблюдения важных условий. А именно наличие ребенка в брачном союзе с россиянином. Соответственно до того, как фактически получить упрощенное гражданство 2022, они находятся в РФ достаточно продолжительный промежуток времени.

Дополнительная документация поверх основного перечня в данном случае стандартная. Переселенцы — свидетельства участника, иностранные супруги россиян — свидетельства по браку и рождению детей, плюс паспорт супруга-россиянина.

ВНЖ без РВП для упрощенного гражданства 2022.

Некоторым приезжим доступно получение ВНЖ без взятого заранее РВП. Они после совершения всех регистрационных процедур после приезда вправе сразу запрашивать ВНЖ. Этим они избегают и участие в квотной лотерее для РВП. Поэтому для них несколько сокращается путь к запросу упрощенного гражданства 2022. Хотя по факту разрешается пользоваться такой привилегией при запрашивании ВНЖ как самостоятельного документа (даже без четкого намерения получить упрощенное гражданство 2022 в будущем).

Кому это доступно.

Категории заявителей по ВНЖ без РВП:

иностранцы при запросе ВНЖ по родителю, имеющему такой документ, или при его одновременном запросе вместе с ним;

иностранцы с родителем либо ребенком гражданином России;

носители языка, признанные таковыми по специальной процедуре;

иностранные работники с высокой квалификацией, а также их семьи;

иностранные специалисты, трудящиеся в России от 6ти месяцев, но при включении их профессии в специальный перечень;

иностранцы, освоившие здесь образовательную аккредитованную программу в очном формате обучения и получившие красный диплом.

Естественно по каждому пункту придется подать дополнительные документы. ВНЖ станет последней ступенькой перед тем, как приезжий решит получить упрощенное гражданство 2022 года.

Чем доказать наличие оснований.

При желании доказать факт получения российского образования, нужно предоставить диплом и доказательство по аккредитации от образовательного учреждения. При притязании на ВНЖ по родне из России, нужно доказать родство с этими людьми и представить удостоверяющие их личность документы.

Детям иностранных родителей принципиально приходится доказывать лишь родство. При запросе ВНЖ по близкому родственнику с российским гражданством придется представить доказательства родства и паспорта либо свидетельства о рождении таких родственников. Носителями языка граждане становятся после прохождения комиссии от МВД, на которую они записываются самостоятельно. По итогу им выдается соответствующее решение.

Высококвалифицированным специалистам предстоит доказывать документально обладание ими соответствующей квалификацией. Специалисты МВД сделают выводы, подходит ли заявитель под данную категорию. Если же это просто специалист без высокой квалификации, его профессия должна входить в перечень к приказу Минтруда № 734н. Также им нужно представить доказательства по своему официальному трудоустройству в пределах хотя бы последних 6ти месяцев.

Получение упрощенного гражданства 2022 по прошествии всех стадий.

В данном случае можно рассмотреть непосредственно процедуру получения гражданства РФ в упрощенном порядке в ее истинном виде. То есть по итогам прохождения иностранной персоной всех описанных выше стадий.

Какая имеется привилегия у мигрантов на стадии непосредственного запроса и получения гражданства РФ в упрощенном порядке — отсутствие необходимости проживать по ВНЖ долговременный срок. По стандартному порядку на это обязательно отводится 5 лет. Такое требование больше всего влияет на формирование столь долгого срока ожидания своего гражданства. Поэтому игнорирование требования по долговременному проживанию это значимый плюс упрощенного гражданства 2022.

Кто оформляет упрощенное гражданство 2022 без проживания по ВНЖ.

Причины упрощенного гражданства 2022 года:

получение гражданства РФ в упрощенном порядке допустимо по регистрации брака с россиянином и проживании так в рамках трехлетнего периода;

наличие у иностранца дееспособных детей граждан России, которые уже достигли совершеннолетия, также позволяет им получить упрощенное гражданство 2022;

как и наличие несовершеннолетнего или недееспособного ребенка россиянина без опекающего его родителя (лишен прав, скончался, исчез);

занятие частным предпринимательством в России минимум три года с уплатой налогов способствует получению гражданства РФ в упрощенном порядке;

Читайте также:
Путешествие в Литву: нужна ли страховка для визы? Подробно

похожим основанием является инвестирование в деятельность российской компании от трех лет также с определенной историей налогообложения;

помогает получить упрощенное гражданство 2022 и факт официального трудоустройства в России от года по профессиональной принадлежности, одобренной Минтрудом;

наличие родителя россиянина тоже помогает получению гражданства РФ в упрощенном порядке;

получить упрощенное гражданство 2022 поможет и звание носителя языка;

последнее основание это принадлежность к определенному перечню держав — сюда входят белорусы, казахстанцы, молдаване или украинцы.

Соответственно все эти лица обязаны будут подтвердить документально наличие причин для получения гражданства РФ в упрощенном порядке.

Процесс подачи заявки на упрощенное гражданство 2022.

Все заявки принципиально подаются в МВД. Общий ли это или упрощенный порядок. Но есть разница по процессу их рассмотрения. Заявки по упрощенному гражданству 2022 года будут рассматриваться исключительно специалистами ведомства МВД. Они не переходят дальше на вышестоящие уровни, как положено в рамках общего порядка (здесь заявка в итоге попадает на стол Президента).

Также сильно отличаются и сроки рассмотрения заявки на упрощенное гражданство 2022 года. Решение по ней принимается всего за три месяца. Но только при корректно оформленных заявителем документах на получение гражданства РФ в упрощенном порядке.

Документы на упрощенное гражданство 2022.

Стоит особое внимание уделить сбору документации. Неправильно собранные документы становятся основанием для вынесения отказа по заявке на получение гражданства РФ в упрощенном порядке. А подать очередную заявку можно будет только через год.

Перечень документов, чтобы получить упрощенное гражданство 2022:

заявление на упрощенное гражданство 2022;

три фотографии 35 х 44 мм;

квитанция по уплате гос. пошлины;

паспорт или свид-во о рождении;

документ, отображающий владение языком;

подтверждение основания для получения гражданства РФ в упрощенном порядке.

При смене ФИО у мигранта, стремящегося получить упрощенное гражданство 2022, он обязан предоставить подтверждающий данный факт документ.

Специфика документального сбора.

Заявление на упрощенное гражданство 2022 заполняется в фиксированном бланке для взрослого либо несовершеннолетнего заявителя. Паспорт надо представить в переведенном виде. Этот перевод следует удостоверить у нотариуса.

Что можно подтвердить знания языка для упрощенного гражданства 2022:

диплом о советском или российском образовании, а также иностранным (если в данном государстве русским признан государственным языком);

сертификат о прохождении экзаменации;

письменное заключение о признании носителем языка.

Отображать наличие таких знаний для получения гражданства РФ в упрощенном порядке не придется инвалидам и возрастным персонам.

Госпошлина на упрощенное гражданство 2022 года — 3 500 руб. Номер счета и остальные сведения для проведения транзакции уточняются в самом подразделении, куда планируется подача заявки. Возможно, на сайте.

В качестве дополнительных предоставляются самые разные документы при получении гражданства РФ в упрощенном порядке. Так, например, ИП и инвесторы представляют выписки из специальных реестров, а также свою налоговую документацию.

Причины отказа в получении упрощенного гражданства 2022.

Не выйдет получить упрощенное гражданство 2022 в следующих ситуациях:

претендент имеет проблемы с законом разного характера: административные нарушения и уголовные преступления;

также невозможно будет получить упрощенное гражданство 2022, если человек высказывается за недопустимое для России изменение конституционного строя;

или участвовал в вооруженных конфликтах;

отказ поступит и при установленной причастности гражданина к террористической или экстремистской деятельности;

либо некорректно собрал пакет бумаг, чтобы получить упрощенное гражданство 2022;

когда он находится на службе у другого государства в правоохранительной или военизированной структуре, ему тоже не стоит ожидать одобрения заявки.

Выгоднее пытаться получить упрощенное гражданство 2022 именно по ВНЖ, ведь при отказе человек все равно сможет остаться в России. При подаче повторной заявки через год необходимо учесть претензии государственных органов и устранить причины отказа. Впрочем, это возможно далеко не всегда. Иногда при выявлении некоторых фактов из биографии человека государство в принципе инициирует его высылку из страны с наложением ограничения на въезд. Даже до конца жизни. И получить упрощенное гражданство 2022 в таких обстоятельствах невозможно в принципе.

Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ
“О гражданстве Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 12 ноября 2012 г., 2 июля, 2 ноября 2013 г., 20 апреля, 4, 23 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 1 мая 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 3, 18, 26 июля 2019 г., 18 марта, 24 апреля, 13 июля, 30 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом определяются принципы гражданства Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства. Под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Исключаются положения о гражданстве республик в составе Российской Федерации и о почетном гражданстве.

Сокращается перечень оснований для приобретения гражданства (исключены основания приобретения гражданства в порядке регистрации и в результате его признания).

Прием в гражданство осуществляется в общем, либо упрощенном порядке.

По сравнению с ранее действовавшим порядком ужесточены требования приема в гражданство. В соответствии с новым Законом постоянный срок проживания на территории РФ до подачи заявления должен составлять пять лет непрерывно (ранее – всего пять лет или три года непрерывно). Также необходимыми условиями являются: наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком и отказ от имеющегося иного гражданства (за исключением некоторых случаев).

Определяются основания отклонения заявлений о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Одним из оснований отклонения заявления является отсутствие законного источника средств к существованию. Основанием для отказа о выходе из гражданства может являться отсутствие иного гражданства.

Читайте также:
Порядок получения рабочей визы в 2022 году и советы юриста

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 5 июня 2002 г. N 100, в “Парламентской газете” от 5 июня 2002 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. N 22 ст. 2031

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 октября 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2020 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 июня 2020 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 июня 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 октября 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 октября 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 544-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 157-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 октября 2008 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования

Получение гражданства РФ в общем и упрощенном порядке в 2022 году.

Я оказываю юридическую помощь в официальном оформлении РВП, ВНЖ и получении гражданства Российской Федерации.

Не тратьте свои время и нервы, доверьте оформление специалисту.

В настоящее время получение российского гражданства – это один из наиболее сложных и многогранных моментов взаимодействия иностранного гражданина и российского государства. Этот постулат в настоящее время относится к гражданам всех стран, желающим сменить свое гражданство на российское.

На сегодняшний день – путь к гражданству РФ, в подавляющем большинстве случаев, состоит из трех основных этапов: получение Разрешения на временное проживание (РВП), получение Вида на жительство (ВНЖ) и, собственно, сам прием в российское гражданство. В более редких случаях этапность может быть сокращена и первым статусом проживания становится сразу — ВНЖ. В еще более редких случаях стать гражданином РФ можно сразу, минуя РВП и ВНЖ, в четко определенных законом ситуациях.

Читайте также:
Каньон Антилопы – загадочное и необычное место, созданное природой

Каждый этап имеет свои особенности в комплектации документов, основаниях, условиях проживания и труда, и наборе требований, обязательных для выполнения.

ВИДЕО: «Гражданство – основные законы, определяющие его получение»

Вопреки распространенному мнению, оформление гражданства РФ может быть произведено в нескольких направлениях, каждое из которых, имеет свои особенности и может быть реализовано самостоятельно.

Общий и упрощенный порядок получения гражданства РФ.

По действующему законодательству, иностранцы, которые не имеют никаких социально-экономических «привязок» к территории РФ, до получения российского гражданства допускаются только после прохождения ими всех этапов оформления и при обязательном соблюдении ценза постоянного проживания в стране. Пусть, разумеется, наиболее сложный, но, тем не менее, прием в гражданство заявителей в этом случае не становится обязанностью государства, как принято считать, а положительное решение зависит от множества нюансов, связанных с проживанием в РФ.

Несколько иначе все обстоит в случаях, когда у иностранца есть, например, брак с гражданином РФ. Либо в стране проживают его родители или дети, либо он сам является квалифицированным специалистом и работает в РФ и в ряде иных случаев.

Здесь можно воспользоваться упрощенной формой приёма в гражданство. Там сокращены сроки каждой из стадий (либо нет их части), меньше походов в МВД, меньше документов. В итоге, действительно, получение гражданства более оперативно и прост сам процесс оформления. Однако, своих «подводных камней», как в законодательстве, так и по ведомственным нормативным актам МВД России, немало и здесь…

ВИДЕО: «Получение гражданства РФ по браку: особенности оформления.»

Получение гражданства России по программе «Носители русского языка (НРЯ)».

Вопреки сложившемуся стереотипу, носители русского языка – это не те иностранцы, которые хорошо знают русский язык и знакомы с литературой и историей России, а, прежде всего, те – у кого в РФ (СССР, Российской Империи) проживают (проживали) родственники. Ввиду этого, соискатели статуса, прежде чем будут допущены к тестированию, предоставляют подбор документов, подтверждающий такое родство. Разумеется, что значение имеют далеко не все родственные связи, равно как и наличествуют нюансы по их проживанию. Так, например, горячо любимый брат – гр. РФ, проживающий в стране уже 10 лет, требуемого родства, в силу норм закона, не создаст, а вот данные о прадедушке, некогда жившем и работавшим в далеких 50-х годах в глубинке РСФСР – станут достаточным основанием для старта оформления по НРЯ… Иногда основанием для признания НРЯ можно стать самому — если, конечно, в биографии содержатся данные о предыдущем проживании в российском государстве.

Стоить отметить, что проживание – подчас выступает краеугольным камнем оформления и не всякий эпизод жизни в РФ может быть признан таковым.

Иностранец, признанный НРЯ, гражданство, кстати, сразу не получит – для успешного завершения этого пути предстоит еще предварительно документироваться Видом на жительство (ВНЖ).

ВИДЕО: «Получение российского гражданства по НРЯ: как получить, не имея родственников по прямой восходящей линии»

Получение гражданства по программе переселения соотечественников.

Еще одной возможностью упрощенного получения российского гражданства является участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (в народе именуемой просто — «Программа переселения»). Она также предполагает серьезное сокращение сроков, но имеет много нюансов и особенностей в исполнении и представляемой в ее процессе документации.

Так, в частности, основными ее критериями будут являться документально подтвержденные факты проживания и трудовой деятельности иностранца в выбранном им регионе переселения. Для успешного прохождения нужно получить в регионе статус проживания и проработать (а также и фактически прожить) определенный срок.

Ряд регионов устанавливает собственные цензы по срокам работы и проживания, при этом нужно иметь в виду, что участие в Программе не охватывает, как правило, центральных российских регионов и ряда крупнейших городов.

Переселение, в силу международных договоров РФ, предполагает для участников ряд льгот и компенсаций.

Переселенцев довольно часто проверяют, даже и после получения ими паспорта, потому играть с государством не получится никак, что хорошо знают многие из тех, кто в регионах только числился, а фактически находился в ином, более удобном регионе, что и послужило в дальнейшем причиной потери ими паспорта и гражданства…

ВИДЕО: «Программа переселения: как стать участником, не выезжая из России?»

Оформление гражданства по международным соглашениям РФ с зарубежными государствами.

Еще одно направление, в рамках которого процедура оформления получает существенное упрощение. Как правило, наличие соглашения позволяет либо упростить процесс в части оформления статусов проживания, предшествующих получению гражданства, либо сокращает сам процесс приема в гражданство.

В частности, стоит упомянуть редко реализуемое, преимущественно из-за незнания, 4-стороннее Соглашение, участниками которого являются РФ, Беларусь, Казахстан и Киргизская Республика. В его рамках, при наличии ВНЖ и близких родственников – граждан РФ (причем тех, которые в иных случаях упрощению не способствуют!), можно добраться до паспорта гражданина РФ буквально в течении 3-х месяцев.

ВИДЕО: «Упрощенное получение гражданства РФ по 4-стороннему Соглашению»

Восстановление в гражданстве РФ.

Иностранцы, которые ранее состояли в гражданстве РФ и вышли из него в силу разных причин – имеют возможность быть в гражданстве восстановленным.

Однако, нужно иметь в виду, что одномоментной эта процедура не будет и, прежде чем такому иностранцу снова вручат паспорт РФ, ему предстоит в России получить статус проживания, прожить определенный срок — и только после того снова претендовать на гражданство.

Разумеется, что, если данные, имеющиеся в биографии бывшего россиянина, подпадают под критерии упрощенного получения гражданства в иных направлениях, то он вправе оформиться именно этим путем, вне процедуры восстановления.

Читайте также:
Возможно ли иметь двойное гражданство Узбекистан и Россия

В целом, необходимо отметить, что упрощения оформления вовсе не означают легкости его исполнения.

Также следует помнить, что упущения или нарушения, даже самые незначительные, чаще всего имеют серьезные последствия в дальнейшем. Нередки ситуации, когда человек, получивший паспорт РФ, через некоторое время узнает об аннулировании его паспорта либо признании паспорта необоснованно выданным.

В то же время, определенные трудности нередко создает и чиновничество, превращающее упрощение в свой антипод… Чтобы получить в итоге желаемое — приходиться в процессе работы отслеживать каждое движение документов. Нужно оценивать каждое действие государственного органа и оперативно реагировать на все упущения, допущенные чиновниками.

Поверьте опыту и отнеситесь к получению гражданства предельно серьезно и ответственно!

Каждым делом должен заниматься специалист – профессионал в данном направлении, эта истина себя уже веками подтвердила.

ВИДЕО: «Кому откажут в получении гражданства РФ?»

НОВЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РФ: что изменится в 2022 году.

Как получить гражданство РФ (из истории одной консультации)

Запись на личный прием и консультации:

Офис (секретарь):

(Тел., WhatsApp, Viber, Telegram)

Степанов Роман Олегович:

(Тел., WhatsApp, Viber, Telegram, Signal)

Email: office@rostepanov.ru

Стоимость консультации – от 5 000 рублей.

Офис:

Россия, г. Москва, Якиманский пер., д. 6

(Бизнес-центр «Имперский Дом»)

Коллегия адвокатов «Правовой советник»

(ст.м. «Октябрьская»-радиальная, «Полянка»).

! Прием только по предварительной записи.

! Суббота, воскресенье: выходные дни.

Мой официальный видеоблог на портале YouTube:

Мои официальные страницы в социальных сетях:

Welcome в россияне

Этой даты, по словам Казаковой, ждали многие, поскольку было отменено условие предоставления документов о желании выйти из имеющегося гражданства. “У многих причиной отказа от приобретения российского гражданства служил тот факт, что либо нужно было выйти из имеющегося гражданства, либо предъявить этот документ, который направлялся в полномочные органы государства гражданской принадлежности. Вот с 24 июля этот документ никому предоставлять не нужно, независимо от гражданской принадлежности”, – пояснила Казакова.

“Значительное количество лиц из дальнего зарубежья, имеющих виды на жительство для проживания на территории РФ, с учетом изменившихся условий об отказе от имеющегося гражданства теперь скорее всего обратятся с заявлениями о приобретении гражданства”, – прогнозирует Казакова.

Кроме того, понимая, что большое количество документов иностранный гражданин собирает для получения того или иного статуса, вместе с заявлением о приобретении гражданства не нужно будет предоставлять документы, подтверждающие источник средств существования. Так как это происходит, по словам начальника миграционного главка МВД, при подаче документов на вид на жительство.

С 24 июля произошли также следующие изменения – граждане Украины, Белоруссии, Молдовы и Казахстана при получении вида на жительство сразу без срока проживания (ранее не менее 5 лет) смогут подавать документы на приобретение гражданства. На сегодняшний день это более 240 тысяч человек, проживающих в России с видом на жительство и подпадающих под процедуру упрощения приобретения гражданства.

Упростится процедура получения гражданства и для иностранцев, окончивших российские вузы. “По ранее действующему законодательству необходимо было представлять документы о том, что человек после окончания вуза отработал официально 3 года с отчислением в различные фонды социального страхования определенных денежных средств. Но, учитывая такую категорию иностранных граждан как выпускники вузов, которая востребована на рынке труда и адаптирована в российское общество, срок осуществления трудовой деятельности был снижен с 3 лет до 1 года. И я надеюсь, что данной нормой воспользуются многие иностранные граждане”, – считает Валентина Казакова.

Зашел в беседе начальником миграционного главка МВД несомненно разговор и о том, как коронавирус отразился на миграционной ситуации в России. “С учетом закрытия границ с марта месяца на территорию России не въезжает большое количество иностранных граждан, с теми же гражданами, которые находятся в России, мы продолжаем активно работать. С учетом указов президента, которые определили особый порядок правового статуса на территории РФ иностранных граждан, все миграционные подразделения принимают иностранных граждан. И с марта месяца к нам обратилось более полутора миллионов иностранных граждан, которые хотели урегулировать свой правовой статус, то есть получить разрешительные документы, соответственно, продлить визы”, – рассказала Валентина Казакова.

В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией миграционщики предсказуемо зафиксировали спад в обращениях к ним – приблизительно на 30 процентов. При этом по вопросам получения гражданства, даже несмотря на коронавирус, фиксируется рост количества соискателей. Прирост – в два с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “Если говорить в абсолютных цифрах, то порядка 300 тысяч человек за первое полугодие приобрели гражданство Российской Федерации. И, конечно, этому способствуют те изменения в законодательстве, которые произошли в текущем году. В июне вступили в силу изменения, которые сократили срок рассмотрения заявления о приобретении гражданства с 6 до 3 месяцев”, – напомнила Валентина Казакова.

Кроме того, граждане Белоруссии и Украины освобождены от процедуры прохождения собеседования, если они попадают под условия носителей русского языка. Это означает, что украинцам и белорусам, свободно владеющим русским языком, не придется проходить собеседование специально образованной комиссией МВД России.

Как будет проходить собеседование для всех остальных граждан иностранных государств, попадающих под условия нормы носителей русского языка, можно будет вскоре узнать на сайте МВД. “Очень было много нареканий о том, что в одном субъекте спрашивают правила русского языка, в другом заставляют писать диктанты – вот для того, чтобы унифицировать эти процедуры, МВД разработало контрольно-измерительные материалы”, – пояснила начальник главка МВД по вопросам миграции.

В целом же в МВД фиксируют тенденцию ежегодного роста числа иностранцев, желающих приобрести гражданство РФ. Если в прошлом году в российское гражданство было принято порядка 500 тысяч человек, то только за первое полугодие этого года изъявили желание и были приняты в гражданство РФ уже более 300 тысяч человек.

Читайте также:
Какие регионы участвуют в программе переселения соотечественников?

Стоит отметить, что вступившие в силу 24 июля поправки – не последние из числа вводящих послабления для иностранцев, желающих стать россиянами.

12 октября текущего года вступят в силу изменения в закон “О гражданстве”, которые позволят работоспособным гражданам, имеющим совершеннолетних детей – граждан РФ и проживающих на территории России, приобрести наше гражданство. Пока российское гражданство могут приобрести только нетрудоспособные родители пенсионного возраста, имеющие совершеннолетних детей – граждан России. А с 12 октября уже трудоспособные, то есть люди, еще не достигшие пенсионного возраста, смогут приобрести гражданство “по детям, проживающим на территории России”. “Я думаю, что после этих изменений количество трудоспособных граждан в возрасте от 40 до 60 лет увеличится”, – заключила Валентина Казакова.

Основные принципы российского гражданства в 2022 году

Основные принципы российского гражданства основываются на соблюдении прав и свобод в соответствии с Конституцией, обеспечиваются которые госаппаратом, в отношении лица, которое решило на себя принять покровительство РФ. Человек, является социальной личностью и он обязан соблюдать нормы и правила, установленные на конкретной территории. Управление отдельными территориальными единицами осуществляется госучреждениями, а принадлежность жителя к определенному обществу определяется гражданством. В статье рассмотрим, что собой представляет гражданство, а также разберем основные принципы российского гражданства.

Что такое гражданство

Положение любого человека в любой стране определяется гражданством. Под этим понятием понимают правовое положение отдельно взятого человека. Отдельное лицо возлагает на себя определенные обязанности, которые установлены законом на конкретной территории. Он трудится и тем самым приумножает богатство страны, платит налоги, а взамен всего этого получает гарантию безопасности, как в физическом, так и в психологическом плане. Помимо этого он может пользоваться правами, законодательно установленными в конкретном государстве. Если лицо находится за пределами своего государства, он также находится под защитой своей страны от неправомерных действий того государства, в котором он находится. Действует такое правило в соответствии с международными, либо двусторонними соглашениями.

Важно! Понятие российского гражданства раскрывается в Конституции РФ и законе №62-ФЗ «О гражданстве РФ», принятом в 2002 году. На основании этих документов под гражданством понимают взаимную устойчивую связь между физическим лицом и РФ. Каждый из субъектов имеет перед государством определенный долг, а взамен пользуется правами.

Основные принципы российского гражданства

Все основные принципы гражданства РФ содержаться в законе №62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 года. Документ содержит следующие принципы:

  • Для обретения российского гражданства не является препятствием различие по расовым признакам, национальности или языку;
  • Российское гражданство является единым и одинаковым, независимо от способа получения гражданства;
  • Вне зависимости от местонахождения гражданин РФ таковым и остается;
  • Изменение и лишение гражданства не предусматривается законодательством;
  • Вне зависимости от обстоятельств, гражданин России не подлежит выселению из РФ по принуждению, либо выдаче другому государству;
  • Иностранные лица и лица без гражданства, которые проживают в России, получат поддержку от государства в стремлении стать гражданином РФ.

Принцип единства и неразделенности

Россия представляет собой федеративное государство, состоит которое из определенного числа самостоятельных субъектов. Среди этих субъектов также есть национальные республики, имеющие право на самоопределение. Те граждане, которые живут в таких республиках вправе быть гражданами своей республики и гражданами РФ. Эта возможность предоставляется в соответствии с Конституцией Татарстана, Саха-Якутии и Бурятии. Однако, в соответствии с принципом единства, граждане республик являются гражданами России и подтверждается это паспортом РФ, которые имеет единый образец.

Лишение гражданского статуса

В принудительном порядке лишить человека его гражданского статуса нельзя. Это можно сделать либо в добровольном порядке, либо в особо вынужденных случаях, либо в соответствии с решением суда, например:

  • Прекращение гражданства в добровольном порядке может применяться к усыновленным иностранцами детям, которые уже по достижении совершеннолетнего возраста решают вопрос относительно своего статуса;
  • При наличии обстоятельств, которые вынуждают сменить гражданство. Например, при получении гражданства иной страны, запрещающей иметь двойное гражданство;
  • В соответствии с решением суда гражданин может лишиться своего статуса, если он обоснованно обвиняется в терроризме, либо предоставляет заведомо ложную информацию в документах, подаваемых на гражданство.

Иных причин для лишения гражданского статуса в России не предусмотрено.

Право на российскую принадлежность

Каждый человек, согласный жить по правилам и законам, действующим в пределах РФ, вправе получить статус российского гражданина. При этом для облегчения процесса получения такого статуса у него должно быть «прозрачное» прошлое, а также верная информация в предоставленных им сведениях. Помимо этого потребуется проживание в стране определенного периода времени. Такие требования закреплены в российском законодательстве. Приоритетным положением в получении гражданства пользуются наши соотечественники, которые решили вернуться на свою историческую родину. Такие граждане получают российское гражданство по упрощенному порядку и за достаточно короткий промежуток времени. Упрощенный способ получения гражданства доступен также для высококвалифицированных специалистов. Если по общему порядку получение гражданства возможно только после проживания в стране как минимум 5 лет подряд, то при упрощенном способе эта возможность появляется уже через 3 года, а иногда и через год. Например, при заключении законного брака с гражданином РФ иностранное лицо уже через 3 года совместной жизни может подать документы на российское гражданство.

К основаниям для получения гражданства относят:

  • Рождение в России;
  • Добровольное желание иностранного лица;
  • Восстановление гражданского статуса;
  • Брак с гражданином РФ;
  • Иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Важно! Для того, чтобы начать процесс получения гражданства РФ, обратиться потребуется в миграционный орган при МВД России и подать определенный пакет документов.

Могут ли отказать в получении гражданства РФ

Причины, по которым обратившемуся лицу могут отказать в предоставлении российского гражданства могут быть различными. Отказать в получении гражданства могут в следующим лицам:

  • Создающим угрозу безопасности РФ;
  • Участвующим в вооруженных конфликтах;
  • Призывающих к противоправным экстремистским действиям;
  • Подвергшимся депортации;
  • Сообщившим о себе заведомо ложные сведения;
  • Состоящим на военной службе иной страны;
  • Имеющим судимость;
  • Находящимся в розыске.

Важно! Если у претендента имеется террористическое прошлое, то в гражданстве ему однозначно будет отказано. В иных случаях претенденты имеют право вновь обратиться с ходатайством на получение гражданства, но не раньше, чем через после отказа. Для того, чтобы ускорить процесс можно обратиться в суд и высказать свое несогласие с отказом.

Заключение

Таким образом, основные принципами гражданства РФ основаны на правах и свободе каждого человека, которые установлены на территории страны. Действуют такие принципы в каждой отдельно взятой стране мира (Читайте также статью ⇒ Штраф и ответственность за двойное гражданство в России в 2022).

Читайте также:
Как сделать второй загранпаспорт при наличии первого: особенности процедуры в 2022 году

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О гражданстве Российской Федерации

Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

(В редакции федеральных законов от 11.11.2003 № 151-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 03.01.2006 № 5-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 01.12.2007 № 296-ФЗ, от 04.12.2007 № 328-ФЗ, от 01.10.2008 № 163-ФЗ, от 30.12.2008 № 301-ФЗ, от 28.06.2009 № 127-ФЗ, от 12.11.2012 № 182-ФЗ, от 02.07.2013 № 169-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 02.11.2013 № 299-ФЗ, от 20.04.2014 № 71-ФЗ, от 20.04.2014 № 72-ФЗ, от 04.06.2014 № 142-ФЗ, от 23.06.2014 № 157-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 31.12.2014 № 507-ФЗ, от 01.05.2016 № 124-ФЗ, от 29.07.2017 № 243-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 27.12.2018 № 544-ФЗ, от 03.07.2019 № 165-ФЗ, от 18.07.2019 № 188-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ, от 26.07.2019 № 236-ФЗ, от 18.03.2020 № 58-ФЗ, от 18.03.2020 № 63-ФЗ, от 24.04.2020 № 134-ФЗ, от 13.07.2020 № 209-ФЗ, от 30.12.2020 № 517-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

ребенок – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

проживание – проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

территория Российской Федерации – территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации – порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации – порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

изменение гражданства – приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

вид на жительство – документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статья 5. Граждане Российской Федерации

Гражданами Российской Федерации являются:

a) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Читайте также:
Где лучше оформить визу — в консульстве или в визовом центре

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также – документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года № 142-ФЗ “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию. (Абзац введен – Федеральный закон от 31.12.2014 № 507-ФЗ)

(Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

Законный представитель гражданина Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 2 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию. (Абзац введен – Федеральный закон от 31.12.2014 № 507-ФЗ)

(Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи). (Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 507-ФЗ)

6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

a) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового – место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания – место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

Читайте также:
Где лучше оформить визу — в консульстве или в визовом центре

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

(Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином). (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 507-ФЗ)

В случае подачи уведомления, указанного в абзаце первом настоящей части, уполномоченным представителем лица, указанного в части третьей или четвертой настоящей статьи, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином). (Абзац введен – Федеральный закон от 31.12.2014 № 507-ФЗ)

(Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

8. Формы уведомлений, подаваемых в соответствии с настоящей статьей гражданином Российской Федерации, его законным представителем либо уполномоченным представителем, и порядок подачи указанных уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 209-ФЗ)

9. От обязанности подачи уведомления, указанного в части третьей настоящей статьи, граждане Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. (Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

10. От обязанности подачи уведомления, указанного в части четвертой настоящей статьи, законные представители соответствующих граждан Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. (Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

11. Правила, указанные в частях третьей – десятой настоящей статьи, применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. (Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

12. В случае прекращения гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве гражданин Российской Федерации вправе подать письменное уведомление о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

Законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, вправе подать письменное уведомление о прекращении у данного гражданина гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

(Часть введена – Федеральный закон от 18.07.2019 № 188-ФЗ)

13. К уведомлению, указанному в части двенадцатой настоящей статьи, прилагается копия документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем гражданина, к уведомлению также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином). (Часть введена – Федеральный закон от 18.07.2019 № 188-ФЗ)

14. В случае подачи уведомления, указанного в части двенадцатой настоящей статьи, уполномоченным представителем гражданина Российской Федерации к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) л

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: