Триумфальная арка — символ непобедимости французской армии

Триумфальная арка в Париже

Триумфальная арка в Париже (Arc de triomphe de l’Étoile)

Триумфальная арка в Париже — архитектурный монумент в античном стиле и один из узнаваемых символов столицы Франции. Памятник был построен в XIX веке в честь победы наполеоновских войск в Аустерлицком сражении.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Триумфальная арка в Париже

Основные моменты

Размеры Триумфальной арки в Париже впечатляют и подчеркивают ее величие. Архитектурное сооружение поднимается на 49,5 м, имеет ширину 44,8 м и высоту свода свыше 29 метров. Хотя с момента постройки прошло уже более 180 лет, арка во французской столице остается самой большой из всех Триумфальных арок мира.

Знаменитый монумент стоит в историческом центре города, на площади, названной в честь Шарля де Голля. От этого места в разные стороны проложено 12 проспектов, самый известный из них носит название «Елисейские поля». Триумфальную арку видно со всех сторон, и круглый год к ней приходит множество французских и зарубежных туристов. Площадь вокруг памятника можно считать настоящим местом паломничества, так как мимо нее проложены маршруты почти всех экскурсий по Парижу.

Через Триумфальную арку ведет «Триумфальный путь», который еще называют «Королевской перспективой». Это ряд строений и исторических монументов, вытянутых вдоль одной оси. Он начинается от Лувра, продолжается через сады Тюильри к площади Согласия, а потом по Елисейским садам выводит к арке. Здесь «Триумфальный путь» не заканчивается. Он длится еще дальше от центра города – через бульвар Великой армии к Большой арке Дефанс. Триумфальная арка в Париже лежит посредине «Королевской перспективы», и поэтому с нее отлично видно и здания исторического центра города, и ультрасовременные высотки Дефанса.

Строительство Триумфальной арки

В 1805 году армия, руководимая Наполеоном, одержала победу в «битве трех императоров» под Аустерлицем. Император очень хотел увековечить триумф своих солдат, и распорядился построить Триумфальную арку в центре Парижа.

Архитекторы подготовили несколько проектов памятника. По одному из них монумент планировали сделать в виде огромного слона, в котором бы был устроен музей, рассказывающий о победах французских войск. Однако, внимание императора привлек проект Жана-Франсуа Шальгрена, придворного зодчего Наполеона I, который выбрал в качестве прообраза парижского памятника знаменитую однопролетную арку Тита в Риме.

Древний монумент появился во времена правления римского императора Домициана, в 81 году нашей эры. Арка Тита стояла на древней Священной дороге, с юго-восточной стороны от Римского форума. Лаконичный, красивый памятник послужил прототипом для многих Триумфальных арок, построенных в Новое время.

Как и в римской арке, монумент в столице Франции планировали сделать с одним выразительным пролетом и мощными опорами. По воле Наполеона Шальгрен спроектировал французскую арку размером втрое больше древней арки Тита. На следующий год начались работы по возведению Триумфальной арки в Париже. А спустя пять лет пожилой автор памятника умер. Это случилось в то время, когда арка по высоте была не достроена всего на 5 метров.

Возведение Триумфальной арки растянулось на долгие три десятка лет по причине череды военных поражений Франции. В 1806-1807 годах под массивный памятник установили фундамент. В 1810 году в столицу Франции приехала невеста императора Мария Луиза Австрийская. В честь ее визита деревянные леса строящегося монумента декорировали суровым полотном, на котором была изображена готовая арка. Так Наполеон смог увидеть свою мечту в виде большого макета, выполненного в натуральную величину. Заканчивать строительные работы довелось архитектору Абелю Блуэ. В 1836 году, когда Триумфальную арку, наконец, построили, императора, задумавшего ее, уже не было в живых.

Исторические события возле арки

В 1840 году правитель Франции Луи-Филипп I в угоду бонапартистам перевез прах императора Наполеона на родину с места, где он провел последние годы жизни. Останки забрали с удаленного острова Святой Елены, поместили на помпезно оформленный траурный кортеж и с почестями провезли под сводами величественной Триумфальной арки. В наши дни прах Наполеона находится в здании Дома Инвалидов (Rue de Babylone, 70).

С тех пор торжественные похороны через Триумфальную арку в Париже стали государственной традицией. Под знаменитым монументом прошли похоронные кортежи известного писателя Виктора Гюго, политиков Луи Адольфа Тьера, Лазара-Ипполита Карно, Патриса де Мак-Магона и Леона Мишеля Гамбетты, армейских генералов Фердинанда Фоша, Жозефа Жоффра и Филиппа Леклерка, а также маршала Жана де Латр де Тассиньи.

В 1921 году под парижский монумент перенесли останки Неизвестного солдата, который отдал свою жизнь во время недавней войны. А через два года здесь установили Вечный огонь как символ памяти обо всех жителях Франции, не вернувшихся с полей Первой мировой войны.

Скульптурное оформление

Торжественность Триумфальной арки определяется не только ее большими размерами, но и тщательно выполненным декором – орнаментами, барельефами и скульптурами. В сторону центра города (Елисейских полей) обращены две скульптурные композиции. Справа установлена динамичная работа французского мастера Франсуа Рюда. Она посвящена выступлению волонтеров против армии Пруссии, вошедшей в Лотарингию в 1792 году, и называется «Марсельеза». С левой стороны арка декорирована скульптурной группой, выполненной Жаном-Пьером Корто. Ее названают «Триумф 1815 года». В центральной части этой композиции скульптор изобразил фигуру самого Наполеона.

Читайте также:
Достопримечательности Коломны - 30 самых интересных мест

Со стороны Дефанса (Avenue de la Grande-Armée) установлены две скульптуры, автором которых является известный французский художник Антуан Этекс. Слева можно увидеть «Мир 1815 года», запечатлевший события Венского конгресса. А справа – композицию, посвященную событиям сопротивления французов в 1814 году.

Над четырьмя скульптурами, а также по бокам Триумфальной арки размещено 6 барельефов со сценами побед, одержанных французами. Со стороны проспекта Ваграм находится изображение боя возле Аустерлица (1805 год), где видны фигуры русских солдат. Этот барельеф был создан Жаном-Франсуа Теодором Гешером. А с противоположной стороны установлена работа Карло Марочетти. На барельефе увековечена битва возле местечка Жемаппе в Бельгии, которая произошла между французами и австрийцами в 1792 году.

Со стороны центра города виден барельеф работы Бернара Габриэля Серра или Серра Старшего, на котором военачальника Османской империи Саида Мустафу-пашу представляют императору Наполеону. Эти события произошли после победы французов в битве у мыса Абукир в Египте (1799 год). А рядом находится барельеф со сценой похорон французского генерала Марсо, случившихся в 1796 году.

Со стороны монумента, обращенной к современному кварталу Дефанс, видны барельефы, увековечившие две знаменитых битвы: сражение при Арколе в Италии (1796 год) и бой за египетский Каноб, который произошел двумя годами позже.

Кроме того, на опорах Триумфальной арки в Париже написаны названия 128 битв, в которых побеждала армия Франции, а также имена 660 военачальников. Фамилии тех из них, кто пал в бою, перечеркнуты. Монумент окружают массивные тумбы из гранита, которые соединяют тяжелые чугунные цепи. Они отмечают сто дней, когда правил Наполеон.

Триумфальная арка сегодня

Каждый год 14 июля возле Триумфальной арки в Париже проводят пышную церемонию военного парада. Парижане и гости города возлагают венки и живые цветы к могиле и Мемориальному огню. В торжестве принимает участие президент страны и оставшиеся ветераны.

Внутри парижской достопримечательности открыт одноименный музей, в котором можно узнать об истории ее строительства и происходивших возле Триумфальной арки событиях. А на верху памятника создана смотровая площадка, пользующаяся большой популярностью у туристов. Внимание, которое приковывает эта обзорная точка на холме Шайо, не случайно. Отсюда открываются отличные виды на центральную часть города и его пригороды. Побывав на вершине знаменитой арки, можно понять, почему ведущий через нее путь носит название «Триумфального».

Для туристов вход на смотровую площадку и в музейную экспозицию открыты без выходных: с октября по март с 10.00 до 22.30, а в остальные месяцы – до 23.00.

Как добраться

Триумфальная арка в Париже возвышается на площади Шарля де Голля. К монументу можно выйти от станции парижского метро Charles de Gaulle Etoile. Кроме того, до площади проложены маршруты многих городских автобусов.

Достопримечательности Франции — Триумфальная арка (Париж)

Четыре огромных скульптурных барельефа украшают пилоны Арки, самый известный из которых воистину прекрасен (находящийся с правой стороны сооружения). Данный барельеф был создан Франсуа Рюда и отображает поход волонтеров в 1792 году под названием «Марсельеза».

Данная композиция представлена скульптурной группой воинов под предводительством крылатой богини. Этот образ французами воспринимался как аллегория символа революции, свободы и победы. Со стороны Елисейских полей можно увидеть барельеф, выполненный скульптором Корто, который носит название «Триумф 1810 г.». Со стороны авеню де ла Гранд-Арме справа находится «Сопротивление» и «Мир», созданные скульптором Этексом.

Главные наполеоновские победы видны на верхних барельефах, а на щитах выгравировано наименования 128 великих сражений, которые принесли победы императорской армии. Также там можно увидеть 558 имен французских военачальников. Триумфальная арка находится в окружении ста гранитных тумб, которые соединены между собой цепями из чугуна и символизируют дни правления Наполеона.

История создания Триумфальной арки в Париже

Решение о сооружении Триумфальной арки Наполеоном было принято 18 февраля 1806 года. Арке отводилась роль символа непобедимости армии Франции. Автором проекта считается Ж.Ф. Шальгрен, его идея была положена в основу сооружения, которое без особых изменений туристы могут видеть и сегодня. Все необходимые перемены проводились сразу по мере выполнения строительных работ.

Когда Шальгрен умер, работы продолжались под руководством архитекторов Л. Гу, Г. А. Блуз и Ж.Н. Юйо, вносившие каждый свой вклад в постройку. Шаблонами для Триумфальной арки оставались сооружения Древнего Рима, однако французский экземпляр по задумке автором должен был быть величественнее и массивнее. 15 августа 1807 г. осуществилось заложение первого камня в фундамент и началось строительство, которое по политическим мотивам было несколько раз приостановлено и потом возобновлено.

1814 год знаменателен для Франции отречением Наполеона от престола. В это время у арки опоры были выполнены только на половину высоты, чем по плану. Именно в это время после восстановления империи Бурбонов строительство прекратилось, так как отпала необходимость в возвеличивании Наполеона и его войска.

Продолжилось выполнение строительных работ только спустя восемь лет. Теперь арке отводилось иное предназначение – она должна была отображать победы Франции над Испанией. А к 1830 году вернулась идея возвеличивания аркой достижений французской армии Наполеона. Это решение принято окончательно и, спустя шесть лет, а именно, 29 июля 1836 года, все-таки состоялось торжественной открытие.

Читайте также:
Консульство Франции в Екатеринбурге требует дополнительных документов от соискателей

В 1840 году проследовал траурный кортеж с останками Наполеона, которые были доставлены с острова святой Елены. Несколько позже были и другие известные особы, удостоенные остановке под сводами арки при погребении (Т.Гамбетт, В. Гюго, Л. Карно, генералы Жоффр и Фош, маршал Латтр де Тассиньи).

Особенности строения Триумфальной арки

Фасады сооружения обращены на Елисейские поля, которые спускаются к площади Согласия, к Лувру и Тюильрийскому саду. На другой стороне арки находится авеню де ла Гранд-Арме, которая заканчивается современными небоскребами и Большой аркой квартала Дефанс.

Имеет арка классическую П-образную форму, внушительные ее размеры также впечатляют (высота и ширина указаны выше). Имеет один центральный проем, а с южной и северной стороны находятся еще два небольших проема.

Увенчана арка фризом в пять метров, барельефы у которого показывают великие победы французской армии. Аттик, находящийся на самой верхней части арки, является своеобразной надстроенной стенкой и на нем можно увидеть выгравированный список 30-ти крупных сражений Наполеона.

И с одной, и с другой стороны имеются изображения битв при Абукире и Аустерлице. На самом врху арки располагается смотровая площадка, достаточно широко пользуется успехом у туристов. А вот внутри арки находится маленький музей истории.

На память о погибших в войне 1914-1918 годов у подножия находится Могила неизвестного солдата (дата создания – 1920 год), а над могилой горит вечный огонь.

Культурное значение Триумфальной арки в Париже

В 1921 году (28 января) был торжественно захоронен под Триумфальной аркой неизвестный французский солдат, который погиб в первую мировую войну. В память о всех пропавших без вести французов на полях сражений горит Вечный огонь, расположенный над могилой.

Именно французы первыми среди европейских стран возродили традицию Древнего Рима зажжения вечного огня и придания ему иного значения. Ранее был только священный огонь, который горел только в храме богини Весты и был потушен в конце четвертого века.

Внутри самой арки размещается музейная экспозиция, которая посвящена истории создания памятника. В 2008 году музей несколько видоизменен под руководством архитектора К. Жиро и художника М. Бенаюна. Так, благодаря использованию мультимедийных презентаций сила воздействия прежней концепции выставки на посетителей значительно возросла. А на крышу арки, откуда открывается неповторимая панорама города, туристам приходится преодолеть лестницу в 46 ступенек.

Текущее состояние Триумфальной арки в Париже

1986 год символизирует 150-летие создания Триумфальной арки. К сожалению, сегодня у нее растрескались барельефы, очень ослаблены между камнями соединения. Во избежание возникновения аварий растянуты защитные сетки, защищающие от падения камней. Основные причины постепенного разрушения сооружения – атмосферные осадки. Именно они вызвали неравномерную осадку арки.

Для спасения памятника проводился ряд мероприятий, который включал в себя: укрепление фундамента и фасадов, реставрацию скульптур, заполнение с помощью впрыскивания бетона щелей между камнями. В основном, средства на необходимые работы выделялись Министерством культуры Франции. Однако, определенная часть средств поступала за счет пожертвований организаций и частных лиц.

Помимо негативного влияния на арку атмосферных осадков, достаточно разрушительно действует на памятник копоть автомобилей и городская пыль. Впервые ее очищали в 60-х годах двадцатого века. Последние реставрационные работы были проведены в 2003 году и стоили они государству 2 миллиона 235 тысяч евро.

Зодчие Северной Кореи отняли звание самого крупного сооружения арочного типа у Триумфальной арки, создав свою арку во имя вождя Ким Ир Сена. Однако, самой известной все-таки продолжает оставаться именно памятник в Париже.

Итак, рассуждая об истории создания Триумфальной арки, можно сделать вывод, что данной сооружение остается самым известным в мире.

Несмотря на многолетнее выполнение строительных работ, которые периодически приостанавливались в связи с политическими мировоззрениями, арка остается выдающейся достопримечательностью и будет таковой в будущем. Ведь правители при создании данного памятника пытались переориентировать историческую направленность арки. Однако, французская армия под командованием Наполеона имела свое значение для Франции в то время и останется навсегда ее историей.

Этот памятник считается символом Парижа, наравне с Собором Парижской Богоматери и Эйфелевой башней. Сюда постоянно прибывает большое количество туристов.

Триумфальная арка открыта каждый день: в период с апреля по сентябрь с 1000 до 2300, с октября по март 1000 до 2230. Посещение платное и стоит 9€, но дети в возрасте до 18 лет в обязательном сопровождении взрослых бесплатно.

Источник

Триумфальная арка

В числе первых достопримечательностей Парижа особое место занимает Триумфальная арка (Arc de Triomphe).

Триумфальная арка возвышается над двенадцатью самыми известными проспектами мира. Он расположена на площади Этуаль с панорамной террасы которой вы можете наблюдать захватывающий вид Парижа.

«Вы вернётесь в свои дома пройдя под триумфальными арками».

Этот неоклассический памятник, с имвол победы и могущества, был задуман императором Наполеоном в 1806 году после сражения под Аустерлицем — в честь великой французской армии. На следующий день после Аустерлица (2 декабря 1805 г.) в своем воззвании к солдатам Наполеон написал: «Я верну вас во Францию. Вы вернетесь в свои дома только пройдя под триумфальными арками».

Читайте также:
Как добраться до Амстердама недорого?

Обещание, которое должно было быть немедленно выполнено, в результате бюрократических проволочек официально было принято только указом (18 февраля 1806 г.). История ее создания затянулась на долгие годы. Ни сам император, ни мастер, разрабатывавший первоначальный проект, так и не увидели эту достопримечательность в завершенном виде. Начатое в августе 1806 года под руководством архитектора Жана-Франсуа-Терезы Шальгрина ее строительство было завершено только в 1836 году при Луи-Филиппе.

Исторически-политический проект.

После того, как Place de l’Etoile была определена в качестве места расположения Триумфальной арки, архитекторы Жан-Франсуа Тереза ​​Шальгрин и Жан-Арно Раймон составили серию планов. Они выбирают арку с простым строением, поскольку это позволяет ей также выглядеть как городские ворота.

Этот архитектурный уклон прямо связан с древними аркам, таким как Арка Тита в Риме (85 г. н.э.). Среди множества источников вдохновения двух архитекторов арка Сен-Дени, построенная Блонделем и арка Константина в Риме (315 г. н.э.

Макет в полный размер.

2 апреля 1810 года Наполеон I женится на Марии-Луизе Австрийской. Императорская чета покидает дворец Сен-Клу, где накануне состоялось бракосочетание, чтобы переместиться в Лувр и отпраздновать свой религиозный брак. Маршрут предусматривает въезд в Париж через Place de l’Etoile. Но Триумфальная арка еще далека от завершения. Основание четырех столбов едва выступало из земли. В результате принимается решение создать полномасштабный макет арки.

Архитектор Жан Шальгрин заказывает у Луи Лаффита арку из рам и раскрашенных холстов. Пятьсот рабочих наняты, для того, чтобы уложиться в сроки. Однако, вскоре плотники начинают забастовку, осуждающую условия труда и слишком низкую заработную плату. В результате префект полиции решает арестовать шестерых из них, а зарплата остальных с 4 франков в день поднимается до 24 франков в день за выполненные работы.

Общая стоимость временной постройки составила 511000 франков, но она позволила архитектору Шальгрину внести изменения в свои планы, добавить, в частности, выступы, убрать цоколи, а также выбрать фасад орнамента. Впрочем, 20 января 1811 года Шальгрин умирает, когда высота столбов Триумфальной арки лишь поднимается на дюжину метров, — то есть на уровень фундамента свода.

Луи-Робер Густ, его ученик, стал преемником во главе проекта.

Приостановление работ при Людовике XVIII.

После падения Наполеона и прихода к власти Людовика XVIII строительство Триумфальной арки было приостановлено. В 1814 году архитектор Гийом Пойе предложил снести построенные столбы. Однако, Людовик XVIII отказывается, хотя и не выражает никакого желания возобновлять строительство.

Работы, заказанные Наполеоном, не пользуются одобрением в глазах монархистов. В результате в период между 1814 и 1823 годами будет сформулировано множество предложений, но ни одно из них не привлечет внимание короля.

Триумфальная арка славы Пиренейской армии.

9 октября 1823 года Людовик XVIII все-таки решает, что работы по Триумфальной арке должна быть немедленно завершены. Но с новым смыслом. Король решает чествовать не императорскую армию, а армию Пиренеев. Под командованием Луи Антуана де Бурбона, герцога Ангулема и племянника Людовика XVIII, Пиренейская армия только что вернула короля Испании (Фердинанда VII) на его трон и Франция претендует на эту победу.

Постепенно работы по строительству арки возобновиляются, и Луи-Робер Густ обнаруживает, что работает впаре с другим архитектором, — Жан-Николя Юйо. Оба используют планы Шальгрина и несут ответственность за их переработку, включая добавление колонн на фасаде.

Людовик XVIII умирает 16 сентября 1824 года, и его наследником становится его брат Шарль X.

Карл X и битва архитектурных идей.

Карл X продолжит работы над памятником в соответствии с пожеланиями Людовика XVIII. В 1825 году Юйо увольняют после предложения о колоннах на фасаде, в то время как Густ оставлен на месте. Юйо не будет восстановлен до 1826 года. Карл X решает, что планы Шальгрина необходимо уважать. В том же году собирается комиссия архитекторов, которая должна определить украшения арки.

Принимается решение украсить свод 21 разделами с розетками, на фасадах вырезать горельефы, кроме того рекомендовано использовать камень Черенс (Vexin) для изготовления скульптур антаблемента.

В 1828 г. памятник поднимается до архитрава антаблемента. 29 июля 1829 года на одной из опор устаноавлива​ют​мраморную плиту, — посвящение армии Пиренеев. В 1830 году Густ покидает место, оставив Юйо одного руководить строительством. Последний представляет Карлу X проект украшения верхнего карниза из 36 статуй, символизирующих большие города Франции.

2 августа 1830 года французский народ восстает против короля. Более 20 000 мужчин собрались вокруг Триумфальной арки. Армия патриотов, которой командует генерал Пужоль, требует отречения Карла X, которое он подпишет в замке Рамбуйе.

Завершение работ при Луи-Филиппе I

Новый политический период открывается на следующий день после революции.

Луи-Филипп I восходит на трон и, в отличие от своих предшественников, намеревается править в духе гармонии и позиционирует себя королем французов. В это время строительство Триумфальной арки вновь приостанавливается. На сей раз причиной становятся превышенные архитектором Юйо финансовые кредиты.

31 июля 1832 года Луи-Филипп назначает Гийома Абеля Блуэ ответственным за завершение строительства Триумфальной арки с вновь обновленным посвящением: Армии Революции и Империи. В то же время Адольф Тьер, тогдашний министр внутренних дел, заказывает у нескольких скульпторов аллегорические украшения. Cortot, Etex, Rude, Lemaire, Seurre, Feuchère, Chaponnière, Gechter, Marochietti, Pradier, Bra, Valois, De Bay, Jacquot и Laitie оказываются мобилизованы для изготовления горельефов, фризов, щитов и балюстрада памятника.

Читайте также:
Причина, по которой в Османском гареме не было русских девушек: история (фото)

20 февраля 1836 г. генерал-лейтенант Сен-Сир Нуг предлагает три списка имен для украшения ими пирсов арки: 30 решающих сражений Революции и Империи, 96 великих боевых подвигов и 384 имени генерала.

Триумфальная арка: тайная инаугурация.

29 июля 1836 года, спустя 30 лет работы, Триумфальная арка была наконец открыта. Все узнают списки имен, нанесенных на опоры. Но большой праздник, который должен был состояться, — отменен. В связи с опасением покушения на короля Луи-Филиппа.

Присутствуют всего 11 человек, и среди них: председатель Совета министров Адольф Тьер, министр финансов Антуан Морис Аполинер Аргу, 6 национальных гвардейцев, хранитель памятника и 2 официальных посетителя.

С наступлением темноты приглашенные собираются перед Триумфальной аркой, которую освещают 700 газовых фонарей. Впоследствии правительство и архитектор столкнется с волной протеста по поводу имен, нанесенных на колонны. Они уверяют, что все возражения будут изучены. Блуэ сразу добавит 128 имен генералов и 172 забытых сражений.

В своей работе, опубликованной в 1837 году и озаглавленной «Les Voix Interiores» («Внутренние голоса»), Виктор Гюго напишет о том, что сожалел, что не видит в списке своего отца, Иоспеха-Леопольда-Сигизберта Гюго, которого Людовик XVIII назначил генералом в 1814 году. Специальные точечные дополнения будут продолжены на стенах арки до 1895 г.

Триумфальная арка в Париже

1.10 — 31.03: 10.00 — 22.30

1.04 — 30.09: 10.00 — 23.00

Закрыта 1 января, 1 мая, 8 мая (утром), 14 июля (утром), 11 ноября (утром), 25 декабря.

Бесплатно для лиц младше 18 лет

Бесплатно для всех в первые воскресенья с ноября по март

Действует Paris Museum Pass

Метро линии 1, 2, 6 и RER A : остановка Шарль-де-Голль — Этуаль (Charles-de-Gaulle-Etoile)

Триумфальная арка Звезды, чаще называемая просто Триумфальной аркой, – один из символов Парижа. Ее строительство было начато по приказу императора Наполеона I в 1806, а закончено при Луи-Филиппе в 1836 г.

Арка располагается в 8 округе французской столице в центре площади Шарль-де-Голль (бывшей площади Звезды), на Елисейских полях . Высота арки – 49,54 м, ширина – 44,82 м, глубина – 22,21 м. Памятник весит 50 тысяч тонн. Триумфальная арка входит в список самых посещаемых мест Франции .

К площади Звезды (по-французски Этуаль) сходятся 12 проспектов, созданных при городских реконструкциях барона Османа в 19 в. Эти проспекты образуют «лучи» воображаемой звезды, отсюда и название площади.

Триумфальная арка в Париже связана с именем Наполеона: накануне Аустерлицкой битвы император пообещал своим солдатам, что они вернутся домой под сводами триумфальной арки. Императорским декретом 18 февраля 1806 г. было начато строительство посвященного победам французской армии памятника.

Главным архитектором арки стал Жан-Франсуа-Терез Шальгрэн. Он взял за образцы для подражания римские тетрапилон (четырехпутную арку) Януса и арку Тита.

В 1811 г. Шальгрэн умирает. К первым поражениям французской армии в России арку достраивают до сводов, и на этом работы пока прекращаются. К ним возвращаются только в 1824 г. при Людовике XVIII. А выбором тем для скульптурных групп арки уже занимаются Луи-Филипп и Адольф Тьер. Строительство арки полностью завершено к 1836 г.

29 июля 1836 г. арка была торжественно открыта во время празднования шестой годовщины революции 1830 г.

В 1896 г. Триумфальная арка получила статус исторического памятника.

Исторический символ

У подножия памятника находится могила неизвестного солдата первой мировой войны. Зажжен вечный огонь в память о погибших солдатах. Ежедневно в 18.30 огонь «оживляется» ветеранами или членами ассоциаций жертв войны. Эта церемония проводится каждый вечер с 1923 г. и не прекращалась даже во времена нацисткой оккупации Парижа.

Подняться на Триумфальную арку

Этим грандиозным памятником можно не только любоваться. На его вершину можно забраться, преодолев 284 ступеньки. Кроме этого, внутри располагается музей с документами и предметами, рассказывающими о строительстве арки и о некоторых значимых событиях. Сверху открывается прекрасная панорама на Париж, в частности, на площадь Звезды, Елисейские поля , Эйфелеву башню , район Дефанс.

Для любителей искусства и истории

Перед основным фасадом арки ее нижний уровень украшен скульптурами на пьедесталах. Первый антаблемент состоит из греческого фриза и выступающего карниза. Второй уровень украшен большими прямоугольными каменными рамками с барельефами, над ними – антаблемент под выступающим карнизом. Наконец, третий уровень – аттик с 30 щитами.

4 горельефа высотой 18 метра представляют:

— «Отправление волонтеров в 1792 г.» (также называемое «Марсельеза») скульптура Франсуа Рюде. Горельеф олицетворяет объединение всех французов в защиту Родины на решающую битву. Разнородность французского народа подчеркивается разными персонажами – солдатами, идущими в бой: революционерами, бонапартистами и роялистами, молодыми и в возрасте. Над ними – крылатая Ника – богиня победы, ведущая в бой. Нику очень скоро станут воспринимать как аллегорию Родины. В архитектуре смешан античный стиль и романтизм, характерный для Франции XIX в.

Читайте также:
Въезд в Чили для россиян стал безвизовым

— «Триумф 1810 г.» Жана-Пьера Корто

— «Сопротивление 1814 г.» Антуана Этекса

— «Мир 1815 г.» Антуана Этекса

6 барельефов выгравированы на сторонах арки и изображают сцены времен Революции и Империи. Они расположены над четырьмя скульптурными группами:

«Похороны генерала Марсо 20 сентября 1796 г.» Лямэра

«Битва при Абукире 25 июля 1799 г.» Сёра-старшего

«Битва при Жемаппе 6 ноября 1792 г.» Карло Марочетти

«Переход моста Аркол 15 ноября 1796 г.» Жана-Жака Фёшере

«Взятие Александрии 3 июля 1798 г.» Жона-Этьена Шапоньера

«Битва при Аустерлице 2 декабря 1805 г.» Жана-Франсуа-Теодора Гештера.

Аттик украшен 30 щитами с мечами, на щитах выгравированы названия крупных битв времен Революции и Империи.

Барельеф фриза большого антаблемента представляет

— «Отправление армии» Брюно, Жако и Лэтэ

— «Возвращение армии» Кайуэта, Рюда и Сёра-старшего

В углах больших арок изображены аллегорические фигуры из римской мифологии (богини молвы, стоящие на глобусе, и с трубами в руках и богини победы, держащие лавровые венки) Джеймса Прадье.

На внутреннем стороне колонн выгравированы названия больших битв времен Революции и Империи.

В углах малых аркад представлены аллегорические фигуры, изображающие пехоту (теофила Бра), кавалерию (Аший-Жозефа-Этьена Валуа), артиллерию (Дебэ-отец) и флот (Шарля Эмиля Сёра).

На внутренней стороне малых аркад выгравированы имена государтсвенных деятелей времен Революции и Империи.

Над их именами расположены 4 барельефа с презентацией знаменитых битв времен Революции и Империи.

Площадка вокруг арки окружена 100 столбиками, символизирующими 100 дней (так называется период во французской истории между возвращением во Францию императора Наполеона I 1 марта 1815 г. и роспуском осуществляющей исполнительную власть Комиссии Наполеона II 7 июля 1815 г.).

По замыслу архитекторов арки, она должна была быть увенчана монументальной скульптурной группой. Было представлено множество проектов: Франция-победительница, гигантский орел, Наполеон на сфере, слон и т.д. В 1882 г. наверх водрузили созданный Александром Фальгьером гипсовый макет квадриги, олицетворяющей Францию, побеждающую анархию и деспотизм. Но уже через 4 года он стал разрушаться и был снят.

Триумфальная арка — символ величия французской армии

Место в Париже: place Charles de Gaulle-?toile.
Метро: Charles de Gaulle-Etoile.

Площадь Шарль-Де-Голль-Этуаль на которой сегодня располагается величественная Триумфальная арка представляет собой громадную круглую эспланаду. Ее диаметр составляет 240 метров. Она находится на вершине холма, который возвышается над длинным проспектом, связывающим арку в квартале Дефанс с пирамидой Лувра и проходящим через Елисейские поля и площадь Согласия.

Часть этого холма была сглажена во времена правления Людовика XV в конце XVIII века. Идея заключалась в том, чтобы срезать вершину на 5 метров и получить равномерный склон, спускающийся к мосту Нёйи. Еще до окончания работ были предложены несколько вариантов декорации. Один из инженеров хотел украсить его статуей слона, другие предлагали воздвигнуть обелиск или громадные солнечные часы. В 1799 году даже был объявлен официальный конкурс, на котором представлялись тринадцать проектов, но ни один не был принят.

На следующий день после битвы под Аустерлицем Наполеон решил построить на этом месте триумфальную арку в честь победы императорской армии. По первоначальному замыслу эта арка должна была называться Аустерлицкой, тогда как современная арка Карузель должна была называться аркой Маренго – в честь другой победы Франции. Таким образом, Наполеон перенял традиции романских императоров, которые воздвигали монументальные ворота в честь победного возвращения императора.

На площади Этуаль первый камень был заложен 15 августа 1806 года, в день, когда Наполеону исполнилось 37 лет. Все было организовано без пышных церемоний. Архитектором был назначен Жан-Франсуа Шальгрен, который ранее занимал пост архитектора Людовика XVI и графа Прованса, а также работал над расширением дворца Люксембурга и зданием Коллеж де Франс.

Для такой масштабной стройки на месте современной улицы Георга V необходимо было вырыть карьер. Многочисленные обстоятельства значительно тормозили работу. Строители столкнулись с трудностями уже на стадии закладки фундамента. Тогда, для того чтобы лучше представить конечный результат и в честь торжественного прибытия Наполеона со своей второй супругой Марией Луизой, 2 апреля 1810 года решено на месте будущего монумента установить макет в натуральную величину. Через год, архитектор Шальгрен умирает и интерес Наполеона к этому проекту ослабевает, тем более что императора больше волнуют его военные планы. Будущее арки становится неопределенным.

Спустя десятилетие, в 1823 году король Людовик XVIII приказывает возобновить работы. Следуя пожеланиям Наполеона, одобрившего проект Шальгрена, скульпторы украшают фасад декоративными сценами. Например, скульптурной группой «Выступление волонтёров в 1792 году», известной как «Марсельеза» скульптора Рюда, напоминавшей об обязательной воинской повинности, введенной Учредительным собранием, а также барельефом «Триумф 1810 года» скульптора Корто, прославлявшей Наполеона.

Торжественное открытие Триумфальной арки состоялось во времена правления Луи-Филиппа I в июле 1836 года. В 1840 году он отмечает под ее сводами свою первую победу и одновременно возвращает прах императора с острова Святой Елены. В 1885 году здесь же он объявляет траур по Виктору Гюго.

С 1921 года под Триумфальной аркой располагается могила Неизвестного солдата, где каждый вечер в 18.30 во время торжественной церемонии зажигается вечный огонь. Церемения берет свое начало в 1918 году, когда большое количество военных просили построить символической монумент в знак памяти погибшим воинам. В ноябре 1919 года депутаты принимают закон, позволяющий захоронить здесь останки французского солдата, личность которого не была установлена. После того как были выбраны останки, 11 ноября 1920 года их переправили в Париж, где сначала поместили в часовню, расположенную в Триумфальной арке, а два месяца спустя погребли под сводами арки. Но очень скоро создалось впечатление, что могила в самом центре Парижа осталась заброшенной, прохожие не замечали ее… Тогда у журналиста и поэта Габриеля Буасси возникает идея зажечь огонь. Было представлено несколько проектов и проект архитектора Анри Фавье собрал большинство голосов.

Читайте также:
Детали временной регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту пребывания в 2022 году

Триумфальная арка в Париже: описание, фото, история

Триумфальная арка в Париже (Arc de Triomphe), полное описание, адрес, официальный сайт!

Триумфальная арка (Arc de Triomphe) – памятник величию

За всю историю в разных уголках мира было построено несколько арок, ставших впоследствии знаменитыми, и Триумфальная арка в Париже является одной из монументальных памятников. Она возвышается на площади Шарля де Голля, напоминая парижанам о славных победах полководца и императора – Наполеона Бонапарта, по инициативе которого она и была заложена.

Как арка стала Триумфальной

Понятие «триумф» пришло из Великой Римской империи. Это был победный праздник, когда легион под предводительством полководца быстро и решительно держал победу над войсками противника, брал пленных и собирал богатую добычу.

Билеты на Триумфальную арку, можно купить по ссылке

Триумфальная арка в Париже

Возвращаясь в Рим, военачальника ждали почести с триумфальным вхождением через свод арки. Открывали шествие сенаторы и магистры, далее шел оркестр, военные трофеи, и затем на колеснице появлялся сам победитель. Толпа встречала его овациями и цветами, а затем устраивался пышный праздник с угощениями, лаврами восхвалений и развлечениями в честь победного завоевания. Путь от Марсова поля до Капитолия римляне назвали триумфальным.

Так своими походами прославился Гай Юлий Цезарь, заслужив уважение и признание его выдающимся императором. Именно древнеримская традиция проходить сквозь арки с триумфом, легла в основу названия самого сооружения.

Считая себя непобедимым стратегом и великим монархом, Наполеон решил позаимствовать эту идею, чтобы после блестящих побед устраивать аналогичные шествия и праздничные гулянья в честь себя, своей армии и во имя Франции. Но судьба распорядилась по-своему, внеся в планы серьезные коррективы.

История Триумфальной арки в Париже

В XVII столетии во времена Людовика XIV Лувр и площадь Этуаль соединялись прямой дорогой. Дальше, чтобы добраться до Версаля, надо было свернуть на запад к улице Фош, а дальше авеню Виктора Гюго уводило за границы города. Магистраль получила наименование «Триумфальный путь», которое актуально и ныне. Единой ветвью соединяются арки: Каррузель вблизи Лувра; наполеоновская Триумфальная арка и воздвигнутая в середине прошлого столетия Большая арка, известная как Ла-Дефанс.

Когда свод начал создаваться в 1806 г. под наставлением зодчего Жана Шалыгрена, он находился за границей Парижа, а площадь Звезды соприкасалась с городским блокпостом Шайо. Географически, это верхушка Елисейских полей.

Триумфальная арка фото

Самое интересное, что среди предложенных проектов рассматривался вариант гигантского гранитного слона с расположенным внутри музеем, экспонаты которого, естественно, восхваляли бы наполеоновские победы. Но после некоторых раздумий решено было остановиться на дуге, моделью для которой стала римская арка Тита, имеющая аналогичные колонны и объединяющий их свод.

Триумфальная арка в Париже ночью

Но в сравнении с античным прототипом парижская версия имеет более внушительные габариты: ширину около 45 м, высоту около 50, высоту перекрытия чуть больше 29-и м. Но разве в цифрах изображается бессмертие? Любой парижанин ответит, что линейкой достоинство не измерить.

Картинки Триумфальной арки

Возведение сооружения затянулось на 30 лет. Столько времени понадобилось из-за того, что строительство время от времени останавливалось, поскольку войска Наполеона стали терпеть поражения.

Когда в 1836 году состоялось долгожданное открытие, самого императора уже 15 лет как не было среди живых. Архитектору тоже не суждено было увидеть свой проект завершенным – смерть настигла его, когда только успели заложить фундамент, а продолжил работу Абель Блуэ.

Наполеон Бонапарт

Триумфальная арка стала символом легендарных побед наполеоновской Великой армии. Император настолько был увлечен идеей памятника, что сам заложил краеугольный камень в его основание. После этого ему удалось лишь раз увидеть свою мечту, да и то, в виде макета, когда в 1810 году его посетила Мари-Луиза Австрийская. Чтобы показать будущую гениальность сооружения, на фундаменте установили деревянный скелет и обтянули брезентом, задекорированным под авантажный мемориал.

В следующий и последний раз Наполеон прошелся под сводом в 1840 году, когда Луи-Филипп под натиском последователей Бонапарта привез его останки с острова Св. Елены, и погребальным шествием провел под ним.

Позднее Триумфальная арка в Париже с почестями отправляла по обратную сторону страны живых многих достойных людей: Виктора Гюго, Мак-Магона, генералов Филиппа Леклерка, Жоффра и Фоша, а также маршала Латтр де Тассиньи, Тьера, Лазара Карно и Гамбетта.

Триумфальная арка Париж (фото)

С 1921 года у подножия монумента покоится тлен не короля или генерала, а никем неизвестного солдата, пожертвовавшего жизнью во имя интересов Франции в Первую мировую, о чем на могиле гласит соответствующая надпись.

Читайте также:
Расписание прилетов/вылетов рейсов в аэропорту Мурманска MMK ULMM

Спустя 2 года тут вспыхнул вечный огонь, напоминая живым о героической жертве павших воинов. Ежегодно 14 июля у могилы возлагают венки и проводят торжественные парады с участием немногочисленных оставшихся среди нас ветеранов Второй мировой.

Вечный огонь возле Триумфальной арки

Однако процессии под аркой были связаны не только с триумфом. Французы не любят вспоминать об этом унизительном моменте, но когда армия Гитлера захватила Париж, она прошла по Елисейским полям, и победоносно прошествовала под сводами памятника, символизирующего победу. Фюреру отлично было знакомо понятие «триумф», и он понимал, какому унижению подвергает парижан.

Лаконичная красота

Скульптор Жан Жак Прадье, работавший над оформлением арки, несколько лет провел в Риме. Возвратившись в Париж, он быстро обрел популярность, став в художественной среде востребованной фигурой, к мнению которой внимательно прислушивались. Проникнувшись особой любовью к античной архитектуре, он участвовал в оформлении Триумфальной арки, и его творчеству принадлежат барельефы, перекликающиеся с культурой эпохи древнего Рима.

Скульптуры на Триумфальной арке фото

Главная экспозиция, это скульптуры, расположенные с четырех сторон ворот, две из которых обращены к Елисейским полями, а две на авеню де ла Гранд-Арме.
Те, что смотрят на главную магистраль столицы, повествуют о событиях более давних лет.

Справа изображена «Марсельеза» – поход волонтеров против армий Пруссии, вторгнувшихся в Лотарингию в 1792 г. Призывает к сражению богиня Беллона, а среди воинов можно рассмотреть представителей разного класса. Левая сторона, это триумф, возвращение победителей, о котором объявляет трубящая в гонг окрыленная свободой дева – образ революции и победы.

Скульптуры на Триумфальной арке в Париже

Если посмотреть на скульптуры, смотрящие на авеню де ла Гранд-Арме, то справа композиция художника Этекса – «Сопротивление 1814», а слева работа этого же автора – «Мир 1815».

Выше размещены шесть барельефов, каждый из которых тоже содержит важную часть истории. К Елисейским полям выходят изображения, где Бонапарту после боевых действий при Абукире летом 1799 г. представляют плененного военачальника Саида Мустафу-Пашу. Над правой скульптурой видна картина с погребением генерала Марсо осенью 1796 г.

На Гранд-Арме выходят изображения сражение в Египте за Каноб, состоявшейся в 1798 году и схватки при Арколе 1796 года. Если рассматривать боковые инсценировки, увидим еще два барельефа: знаменитая битва при Аустерлице и баталия у Жемаппе. У каждого из 6-и барельефов свой автор, но они гармоничны и едины в своем исполнении.

Скульптура Марсельеза

Арка служит памятью наиболее значимых, победных событий Франции, и стены ее колонн расписаны именами 558 французских полководцев, а также названиями 128 битв, в которых триумф добыли республиканские и императорские армии.

Как известно, Наполеон два раза занимал трон и два раза отрекался от престола.

Последний его срок составил ровно 100 дней, а потому Триумфальная арка охвачена сотней столбов из гранита, которые соединены прочной чугунной цепью.

Музей, время работы и цены на билеты

Оказавшись в Париже, не откажите себе в удовольствии посетить музей внутри столь величественного памятника. Впервые он был открыт в 1929 году, а затем после реставрации в 2008.

Работает он ежедневно (10:00 – 23:00), за исключением государственных праздников, которые приходятся на 25 декабря и 1 января в зимние месяцы, 1 мая, 14 июля, а также осенью 11 ноября.

Триумфальная арка музей

С октября по первый месяц весны время для посещений сокращается на полчаса, а касса прекращает продавать билеты за полчаса до завершения работы. Чтобы войти, предстоит раскошелиться на 10 евро за обычный билет, для льготников – 6 евро, а вот особам до 18 лет вход свободный.

Чтобы подняться в музей и на смотровую террасу, приготовьтесь одолеть подъем в 284 ступени. После последней перестройки экспонаты разместили на трех уровнях. На начальном ярусе размещен мультимедийный экран, на следующем расположились фигуры, а третий раскрывает панораму города любви. Каждый сектор имеет собственную тематику, чтобы гостям было проще воспринимать информацию.

Лестница на обзорную площадку Триумфальной арки

Тут представлены уникальные свидетельства минувших лет, документы, картины, и фигурки солдат на своих маленьких пьедесталах, восхищая детальной прорисовкой каждой мелочи. Ценители французской истории смогут увести с собой на память небольшой (а может и большой) сувенир, посетив торговую лавку, где цена на игрушечных солдатиков варьируется 90-220 евро, бюст Бонапарта стоит 187 евро, а миниатюры Эйфелевой башни и Триумфальной арки – около 20 евро.

Сувениры в музее Триумфальной арки

Поднявшись этажом выше, на большом экране можно увидеть площадь и людей под аркой. На нем также демонстрируют разные этапы строительства, рассказывают о других знаменитых арках, показывают элементы барельефов и скульптур, что были утеряны во времени или которые не видно с улицы. На нем сменяют друг друга кадры хроники военных лет, эпохальные кинофильмы, а еще проекты, которые так и не воплотились в жизнь.

Гармония с высоты обзорной площадки

Поднимитесь на вершину памятника, и вам откроется потрясающий вид. Пусть арка не самое высокое сооружение, с нее видна изумительная панорама города, а первое, что замечаешь – 12 улиц, расходящихся линиями в разных направлениях, оставляя Триумфальную арку в центре круга. Свой «звездный» вид площадь обрела только в 1854 году.

Читайте также:
Работа в Польше для женщин из Украины – особенности и нюансы

Смотровая площадка на Триумфальной арке в Париже

Любая магистраль, и Елисейские поля тоже среди лучей-проспектов, ведет к историческим достопримечательностям. Взойдя на смотровую платформу, как на ладони предстанут во всей красе Эйфелева башня, египетский обелиск на площади Луксор, арка Ла-Дефанс, Лувр, башня Монпарнас, Базилика Сакре-Кёр.

Триумфальная арка в Париже вид сверху!

Хотя Триумфальная арка не менее популярна, нежели башня инженера Эйфеля, чтобы выйти к смотровой платформе, вам не придется выстаивать длинную очередь. Полюбуйтесь на открывающиеся прекрасные виды города мод, романтики и любви без спешки, ведь места наверху хватит всем.

Смотровая площадка на Триумфальной арке (фото)

С высоты 50-и метров рассмотрите главные авеню Парижа и его достопримечательности. Находясь в одной точке, вы можете видеть весь колорит дюжины знаменитых улиц столицы, и в полной мере оценить слияние старого и нового Парижа. С наполеоновской арки легко дотянуться взглядом до современного района города Дефанс с его стройными небоскребами, вход в который открывает одноименная арка.

В лучах багряного заката

Поднимитесь сюда в вечернее время, чтобы застать часть дня, а затем стать свидетелями торжественного ухода великого светила, и вы сможете сделать невероятно красивые фото с Триумфальной арки. Солнце садится степенно, даже пафосно, окрашивая небо в пурпурные тона и проходя сквозь врата Ла-Дефанс, соединяя их золотыми лучами с аркой Наполеона.

Закат в Париже

На несколько мгновений солнечные лучи объединяют своды в одно целое, нанизывая их, и одновременно заливая улицу волшебным сиянием, которое множится, отражаясь от сотен тысяч окон. А если развернуться на 180 градусов, центральная улица увлечет вас к самому роскошному королевскому дворцу – Лувру, купающемуся в теплых красках уходящего дня.

Не пропустите момент, когда на Эйфелевой башне с наступлением сумерек зажигаются фонари. Этому моменту предшествует небольшое шоу с мигающими огнями, длящееся 3 минуты. Зимой представление начинается в 21:00, летом – в 22:00. Это трогательное и очень красивое зрелище, на которое обязательно стоит посмотреть.

Как добраться до Триумфальной арки

В поисках знаменитой достопримечательности вы точно не заблудитесь, ведь к ней ведут все туристические тропы. Те, кто решил проложить собственный маршрут по Парижу, могут воспользоваться метро, выйдя на станции Charles de Gaulle (Шарля де Голля – линии 1,2,6).

Любой таксист назубок знает дорогу к памятнику из любой точки Парижа, и этот вариант будет самым надежным. Альтернативой могут служить и маршруты автобусов: 92, 30 и 31, 20, 73 и 52.

Триумфальная арка видео

Триумфальная арка на карте

Точный адрес: Place Charles de Gaulle, 75008 Paris, Франция

Телефон: +33 1 55 37 73 77

Время работы: пн-вс с 10:00 до 23:00

Архитектурный стиль: Неоклассическая архитектура

Если же любите пешие прогулки, пройдитесь по одной из улиц-лучей, ведущей к Триумфальной арке, наслаждаясь по пути роскошными видами сказочного города. Совершите собственное триумфальное шествие, и вы точно не пропустите по пути ничего интересного.

Триумфальная Арка на Елисейских полях в Париже

Значение парижского монумента – Триумфальной арки состоит не только в узнаваемом символе столицы Франции. Кроме архитектурного посыла, данное сооружение является памятным знаком в честь победы французской армии против войск союзников – русских и австрийцев. Смысл одержанной виктории заключается в торжестве гения полководцев, преодолевшего численное превосходство противника. А на память потомкам появился ажурный портал.

Знакомство с символом Парижа

Встреча с архитектурным памятником, этим ярким олицетворением эпохи, состоится на площади, носящей имя Шарля де Голля. Возраст постройки составляет почти 2 сотни лет, при этом она прекрасно сохранилась. Лучами от площади с расходятся прямые протяженные проспекты, соединяющие место с разными концами города. Один из них носит название Елисейские поля. Большинство экскурсионных туров, поездок организовано с таким расчетом, что в них включено посещение . Миновать его невозможно.

Размеры

Величественное строение подавляет габаритами: параметр ширины выбран почти равным высоте, соответственно, 44,8 и 49,5 метра, внутренний свод поднимается на уровень 29 метров. Достаточно продуманным выглядит решение связать достопримечательность с веткой метро – неподалеку находится станция Charles de Gaulle Etoile.

А еще сквозь нее проходит своеобразная ось, вдоль которой размещаются скульптуры и строения, символизирующие исторические эпохи Франции. Называют данный ориентир «Триумфальный путь» или «Королевская перспектива». А сама арка расположена так, что поднявшись на ее смотровую площадку, можно полюбоваться видами города, обозрев все – от урбанистических районов до окраин.

История

Работа над строительством началась в начале 19 столетия, по прямому указанию правящего Наполеона I Бонапарта. Архитектурный стиль – античный.

Боковые плоскости портала украшают барельефы, памятные доски, прославляющие славные вехи в развитии республики и страны, победы армии над врагами.

Это самостоятельные скульптурные композиции, расположенные налево и направо от проема с каждого направления:

  1. Напротив Елисейских полей – «Триумф 1810 года», «Волонтеры на марше» или «Марсельеза».
  2. От Гранд Арме авеню – «Мир 1815 года», «Сопротивление 1814 года»
Читайте также:
Отдых в Тунисе в сентябре 2022 - погода, море, отзывы туристов

Повод к созданию арочного портала восходит к победной битве при Аустерлице, когда объединенная императорская французская армия разбила войска союзников. В годовщину триумфа на холме Шайо началась закладка основания монументального комплекса. К 1810 году строительство завершить не смогли. Поэтому, когда супруга Наполеона, Мария-Луиза, торжественного въезжала в столицу, недавно установленный постамент обтянули холстом, а сверху нарисовали декорацию в натуральную величину.

В 1811 году строение не добирало до требуемой отметки 5 метров. К тому времени прежний зодчий умер, а императорскую армию преследовали фатальные ошибки и поражения. Окончательно оформить, завершить постройку удалось к 1836 году, при правлении Луи-Филиппа. А еще через 4 года под сводом проехал поезд с телом возвращающегося во Францию Наполеона. Позднее подобная почесть стала традиционной, ее удостаивались другие полководцы и военачальники, общественные деятели.

Строительство

Изначально постройкой занимался архитектор Жан Шальгрен, назначенный императором Наполеоном. Для возведения сооружения был избран стиль античных времен, величественный и монументальный. Плоскости решено было украсить картинами, сценами из военных баталий, жизни республики. Так появились скульптурные группы «Триумф 1810 года», «Мир 1815 года», «Выступление волонтеров» и другие.

Барельефы изображают встречу императора с плененным Саидом Мустафой-пашой, погребение генерала Марсо, знаменательные битвы при Арколе, Канобе, Жемаппе. Логическим завершением всех викторий стала сцена, символизирующая победу при Аустерлице.

Всего на стены нанесены названия более сотни сражений, имена шестисот с лишним французских военных, полководцев. Строительство длилось 30 лет, с 1806 по 1836 годы. Начинал его один архитектор, а завершил другой – Абель Блуэ. Позднее сооружение связало в один ряд 3 арки: на площади Шарля де Голля (первая), Каррузель, поблизости Лувра (вторая) и модернистская Большая, в квартале Дефанс (третья).

Исторические события

В 1810 году Наполеон устроил торжественный въезд своей будущей супруги, Марии-Луизы, по Елисейским полям. Путь ее пролегал мимо недостроенного арочного портала, который спешно задекорировали и придали вид законченного. А уже через 30 лет под сводами пролегал путь траурного кортежа с останками Наполеона, везущего императора к его последнему приюту.

В 1921 году там же были помещены останки неизвестного солдата, павшего на полях сражений Первой мировой войны. Тогда же зажгли Вечный огонь, к которому ежегодно возносятся венки в память о погибших. 14 июля здесь проходит церемониальный военный парад, который принимает Президент республики.

Как арка стала Триумфальной

Триумфальной она стала по воле Бонапарта, когда он, по образу и подобию римских цезарей, вознамерился воздвигнуть памятник в память о своем величии. По замыслу архитекторов, барельефы и надписи, украшающие плоскости, должны были повествовать о славных днях французской армии, постепенно подводя к логическому завершению – битве при Аустерлице.

Арка сегодня

В современном городе исторический памятник сохранился практически без изменений. Вместе с возведенными позднее аркой Каррузель в Лувре и Большой аркой в Дефансе, он образует визуальную прямую – «Триумфальный путь». Фактически сооружение стало достопримечательностью, местом посещенийгорожан и иностранных туристов.

Скульптурное оформление

Снаружи строение украшают скульптурные группы, расположенные симметрично (слева и справа), на фасадах колонн с каждой стороны, от Елисейских полей и авеню Гранд Арме. Это изображения заключения мира в Шенбрунне в 1810 году, выдвижения волонтеров навстречу прусским агрессорам, противостояния захватчикам в 1814 году и перемирия 1815 года.

Дополняются основные сюжетные линии 6 барельефами, повествующими о различных событиях из жизни империи. К ним относятся:

  • финал битвы у Абукира (встреча Бонапарта с пленным турецким военачальником);
  • похороны генерала Марсо;
  • баталии при Арколе и за Каноб, у Жемаппы;
  • Аустерлицкое сражение.

Абукирская битва примечательна тем, что возле одноименного мыса национальные войска, ведомые генералом Бонапартом, нанесли сокрушительный удар по превосходящим силам турков. Годом ранее здесь же британский флот разбил армаду Франции. Таким образом, победа явилась освобождением от позора за поражение, началом величественного восхождения Наполеона. В итоге сражения предводитель турецких войск – Мустафа-паша – сдался на милость победителя, этот момент и был запечатлен в барельефе.

Следующая доска изображает похороны генерала Марсо, прославленного военачальника и патриота. Он пал во время схватки в Германии, при Хехстенбахе. Тело Марсо было похоронено в Кобленце, а позднее перенесено на родину, в Пантеон героев.

Знаменательное сражение при Арколе продолжает повествование о боевых доблестях генерала Бонапарта. Личным примером, со знаменем в руках, он вдохновил армию на бой – взятие Аркольского моста и полный разгром австрийцев.

Каноб в Египте стал очередной вехой в развитии императора и его армии. Следующий барельеф посвящен сражению поблизости от деревни Жемапп, где национальные войска дрались с австрийцами и опрокинули противника, отбросив его вглубь страны. Завершает повествование о славных победах мемориальное изображение баталии при Аустерлице, ставшей эпохальной в войне с антинаполеоновской коалицией.

Кроме того, стены достопримечательности покрывают надписи, отражающие исторические названия одержанных побед, имена предводителей, отличившихся в боях.

Триумфальная Арка внутри

Архитектурный памятник совмещает функции композиции и оригинального музея открытого типа. На внутренней поверхности портала расположены изображения, связанные с этапами возведения и памятными датами, событиями. Посещение музея доступно круглый год, вместе с основным комплексом и в те же часы.

Читайте также:
Летний отдых с детьми в Карелии

Виды со смотровой площадки

С высоты, а она достигает почти полсотни метров, открывается живописнейший обзор, возможность лицезреть красоты Парижа сверху. Это Эйфелева башня, 108-метровое сооружение Tour Relais TDF, Елисейские поля, вход в Лувр, деловой квартал столицы – Дефанс.

Отдельного упоминания заслуживают дневное и ночное посещение. Они не похожи друг на друга, неповторимы и своеобразны. Прежнее название площади (Звезда) позволяет понять характер размещения сооружения, планировки примыкающих к ней улиц. Ровные, прямые, как стрела, проспекты, расходящиеся лучами от центра, при небольшом участии воображения действительно напоминают многолучевую звезду. Зрелище, которое открывается с вершины, завораживает: весь Париж как на ладони. Туристы с удовольствием поднимаются на смотровую площадку, делают фото на память об экскурсии.

Интересные факты

Прежде всего, это конструкция. Сооружение покоится на 4 колоннах, соответственно, вход в него возможен с разных направлений. Фактически, это грандиозный портал, поражающий своими размерами. Из числа интересных фактов выделяют следующие:

  1. Сооружение возводилось при нескольких императорах и архитекторах. Завершили его за 3 десятилетия, из них 2 года затрачено на создание надежного основания.
  2. Портал считается самым крупным по масштабам Парижа и мира. Пропорции высоты и ширины сопоставимы – почти 50 метров, внутренний свод поднимается на 29 метров.
  3. При создании монумента не обошлось без курьезов. Архитекторы предложили несколько вариантов для возвеличивания побед наполеоновской армии. Одним из них был гигантский слон.
  4. Прототипом сооружения, созданного в античном стиле, является римская арка императора Тита Веспасиана. Считается, что оба монумента имеют одинаковые пропорции.
  5. Поверхности памятника украшены изображениями сражений и памятных событий. Там размещены названия более сотни битв и пятисот имен прославивших себя полководцев.
  6. Вокруг достопримечательности находятся 100 тумб, соединенных цепями. Их количество не случайно, оно совпадает с числом дней, проведенных императором на троне после возвращения из ссылки.
  7. Визуально портал, вместе с 2 другими арками – Каррузель и в Дефансе, образует воображаемую линию – «Триумфальный путь».
  8. Правитель собственноручно участвовал в закладке фундамента. Дожить до завершения строительства ему не довелось. После смерти прах Бонапарта провезли под арочным сводом. Такой же чести позднее удостоились величайшие французы, в числе которых литератор Гюго, генералы и маршалы.
  9. Каждый год здесь проводятся военные парады, а к Вечному огню возлагаются венки. Во главе процессии движется глава Французской республики.
  10. Название места, на котором воздвигнут памятник, звучит как «Звезда Шарля де Голля» (Charles de Gaulle Etoile). Из центра монументальной композиции разбегаются стройные отрезки городских застроек, сверху действительно напоминающие звездный силуэт.

Могила Неизвестного солдата

Кроме московского мемориала Неизвестному воину, в мире существует еще несколько захоронений неопознанных павших бойцов. Есть подобный и во Франции. По завершении самой затяжной и масштабной по числу жертв битвы, в 1921 году, у подножия арочного портала, погребли останки неопознанного героя минувшей войны.

Как добраться

Достопримечательность располагается в центральном парижском округе, вблизи от транспортных путей и магистралей. Попасть сюда возможно на метро, выход на станции «Площадь де Голля» (Charles de Gaulle Etoile), а также на городском автобусе. В крайнем случае – на такси.

Режим работы и стоимость билетов

Архитектурная композиция открыта для посетителей с 01.04 по 30.05, с 10 утра до 11 вечера, и с 01.10 по 30.03 – с 10 утра до половины 11 вечера. Ориентировочная стоимость билета составляет 8 евро полная и 5 – льготная. Выходных дней в работе экспозиции не предусмотрено.

Советы по посещению

Прежде всего, следует понимать: то, о чем восторженно отзываются французы, может быть совсем неинтересно россиянам. Монумент строился, как символ побед наполеоновской армии. Он проектировался для прославления полководцев, битв, исторических событий.

Каждую плоскость украшают скульптурные композиции, мемориальные доски, а также надписи, сообщающие о местах сражений и фамилиях участвовавших там военных. Под сводами создан небольшой музей. В его композициях – продолжение батальной темы, связанной с правлением Бонапарта.

Удачное расположение монумента, живописные ландшафтные виды Парижа, открывающиеся со смотровой площадки, пополнят коллекцию впечатлений туристов, путешествующих по Франции.

Удобный режим работы (с 10 до 23) поможет, никуда не торопясь, прогуляться по столице республики, попить кофе в бистро или позавтракать, чтобы затем посвятить остаток свободного времени ознакомлению.

Стоимость входного билета не обременит кошелек туриста, а взамен гарантировано прикосновение к эпохе тех времен, изучение этапов становления императора, как полководца и лидера. Французы, в отличие от других наций, весьма трепетно относятся к своей истории, не разделяя ее на «светлые» и «темные» периоды, не наделяя правителей ярлыками тиранов или освободителей.

Поэтому следует уважительно воспринимать их памятники, соблюдать сдержанность в высказываниях и суждениях. Триумфальная арка, как бриллиант чистой воды, по праву занимает свое место в обрамлении проспектов и площади-звезды, являясь символом республики, принадлежащему прошлому и настоящему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: