Все об авиабилетах и регистрации в аэропорту

За сколько начинается и заканчивается посадка на рейс самолета

За сколько начинается посадка на самолет, обязан знать каждый путешественник, который намерен осуществлять поездку на этом виде транспорта. Посадка на авиалайнер всегда заканчивается немного раньше самого вылета самолета.

У данного правила множество причин, но основные из них — это проверка, на месте ли все пассажиры и их багаж в багажном отсеке, а также приготовление пилотов к полету.

Регистрация

Регистрацией называется процесс оформления человека в качестве пассажира самолета, при которой взамен билета выдается посадочный талон.

Процедура необходима для соблюдения временных рамок вылета авиалайнеров. Регистрация проводится с целью безопасности и соблюдения правил аэропорта. Каждый самолет обладает своим временем для взлета, так как существует очередь на взлетной полосе, нарушать которую никоим образом нельзя.

Если самолет пропустит свою очередь, то ему придется ждать новой. В таких случаях авиалайнер прибудет с задержкой, а многие пассажиры, у которых запланированы пересадки в других странах, могут опоздать на свой рейс.

Регистрация является залогом соблюдения самолетом графика. Обычно она заканчивается за 40–60 минут до вылета самолета. Этого времени сотрудникам воздушного порта хватает для загрузки багажа и проверки пассажиров.

Процесс прохождения регистрации

Пройти регистрацию обязаны все люди, которые намерены лететь указанным в билете рейсом. Ведь даже при наличии билета, но при отсутствии регистрационных мероприятий человека не пустят на борт. Процедура осуществляется у специальных стоек в холле.

Каждая стойка пронумерована. Для того чтобы понять, к какой именно следует подходить, необходимо найти свой рейс на табло аэропорта — напротив него высвечивается номер стойки.

Процедура осуществляется у специальных стоек в холле

Если человек впервые в порту и «потерялся» в обилии информации на табло, то в таких случаях лучше подойти к информационным стойкам. Приветливые сотрудники аэропорта исходя из номера рейса направят человека в нужном направлении.

Регистрация проходит следующим образом:

  1. Сотруднику аэропорта отдается паспорт и билет, он проверяет данные и распечатывает посадочный талон.
  2. Взвешивается багаж. Если вес его в пределах нормы (от 20 до 27 кг, зависит от авиаперевозчика), то пассажиру выдается багажная бирка, по которой он будет получаться багаж по прибытии рейса. Вторая багажная бирка вешается непосредственно на чемодан или сумку пассажира для идентификации.
  3. Пассажир отправляется на прохождение паспортного и таможенного контроля.

Пройти регистрацию можно и самостоятельно при помощи специальных терминалов. Как распечатать посадочный талон в аэропорту можно прочитать по ссылке.

Онлайн-регистрация

Пассажиры могут пройти регистрацию как в самом аэропорту, так и онлайн.

Главное удобство онлайн-регистрации заключается в том, что человек может сделать это в любое удобное для него время. И ему не придется лично присутствовать в аэропорту и стоять в очереди.

Преимущества он-лайн регистрации с помощью киоска

Онлайн-регистрация начинается за сутки до предположительного вылета авиалайнера. За 40–60 минут онлайн-регистрация на рейс заканчивается. Для регистрации существуют определенные приложения в интернете.

Пройти регистрацию можно также на официальном сайте аэропорта.

Для онлайн-регистрации человеку достаточно внести информацию в соответствующие поля на экране мобильного телефона или компьютера, а затем подтвердить правильность введенных данных. Перед подтверждением следует внимательно сверить данные паспорта и билета на самолет. Если регистрация прошла успешно, то человек получает системное сообщение с электронным посадочным талоном.

Посадочный талон приходит в виде QR-кода, файла с расширением pkpass или в формате PDF. Распечатывается посадочный талон на обычном принтере.

Важно! Не все авиалинии предоставляют возможность онлайн-регистрации или такая услуга есть лишь на ряд рейсов. Поэтому стоит заранее узнавать у авиационной компании о возможности регистрации в удаленном режиме.

Проходить регистрацию в онлайн-режиме могут не все пассажиры. Воспользоваться данной услугой не смогут:

  • Люди с ограниченными физическими возможностями. К этой категории относятся имеющие проблемы со слухом, зрением или способностью самостоятельно передвигаться. А также люди на костылях.
  • Дети до 18 лет, которые намерены осуществлять полет без сопровождения взрослых.
  • Люди, которые намерены путешествовать с животными. В этом случае животное должно пройти ветеринарный контроль, а владелец обязан оплатить его провоз.
  • Те, кто намерен провозить опасный или особый груз, обязательно подлежащий дополнительным проверкам со стороны сотрудников аэропорта.
  • Люди, которые отправляются в поездку в составе группы больше девяти человек.

Сдача багажа при онлайн-регистрации

Если человек на рейс регистрировался в онлайн-режиме, то в таком случае сдать багаж он может у какой-то из трех стоек:

  1. Специальной стойки приема багажа (baggage drop-off).
  2. Стойки регистрации. Следует быть готовым к тому, что человеку придется немного подождать в очереди.
  3. Автоматической стойки принятия багажа (self-service baggage drop-off).Такие стойки имеются не во всех аэропортах.

Автоматической стойки принятия багажа (self-service baggage drop-off)

Форс-мажорные обстоятельства

Если пассажир по каким-либо причинам не смог или не успел пройти регистрацию, то он не полетит своим рейсом. В таких ситуациях авиационная компания разрешает сдать билет и получить деньги за него обратно.

Будет ли возвращена полностью сумма или с денег будет взиматься дополнительная комиссия, зависит от авиаперевозчика.

Время начала и окончания регистрации

Небольшие аэропорты чаще всего начинают регистрацию за час до вылета, а заканчивают за 20 минут. В более крупных международных аэропортах времени на регистрацию требуется больше за счет большего количества пассажиров.

Поэтому начало регистрации начинается за 2,5–3 часа, а заканчивается за 40–45 минут.

Время начала и конца регистрации также зависит от рейса. Обычно регистрационные мероприятия на внутренние рейсы начинаются за один–два часа, а заканчиваются за 20 минут. Причина — в отсутствии необходимости в прохождении таможенного контроля.

Регистрация в компании «Аэрофлот»

Каждая авиационная компания выдвигает свои требования относительно времени начала и окончания регистрации. Так, российский «Аэрофлот» заканчивает регистрацию за 40 минут до предполагаемого вылета.

Но есть ряд исключений, которые касаются рейсов в следующих направлениях:

  • Швейцарию (Цюрих, Женеву) — за 45 минут.
  • Дели, Дубай, Коломбо, Тель-Авив — за один час.
  • Соединенные Штаты Америки (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Вашингтон, Майами) — за один час.
  • Ханой (на рейсы, которые отправляются по понедельникам) — за один час.
  • КНР (Пекин, Шанхай) — за один час.
  • Санкт-Петербург — за 30 минут.

То, за сколько до вылета начинается регистрация, зависит от аэропорта и типа рейсов.

  • В аэропорту Шереметьево, в терминалах E и F — за два часа.
  • В терминалах D и B начало регистрации — за шесть часов до вылета.
  • Онлайн-регистрация начинается за 24 часа и заканчивается за 45 минут.

Регистрация в авиационных компаниях РФ

В компании S7 Airlines процедура начинается за два–три дня. Исключение составляет аэропорт Домодедово (за 24 часа). Завершается она за 40 минут. В аэровокзалах Пекина, Мадрида и Дубая окончание происходит за 60 минут.

Таблица: время регистрации на авиалиниях РФ
Авиакомпания Начало регистрации на внутренние рейсы Завершение регистрации на внутренние рейсы Начало регистрации на международные рейсы Завершение регистрации на международные рейсы Завершение посадки на самолёт Онлайн регистрация
Аэрофлот 2 часа 40 минут
Таблица: время регистрации в аэропортах РФ
Аэропорт Внутренние рейсы Международные рейсы
Начало посадки, минут Окончание посадки, минут Начало посадки, минут Окончание посадки, минут
Крупный (Домодедово, Шереметьево, Пулково, Внуково) 30-40 15-20 40-60 20-25
Небольшой (в регионах) 25-30 10-15 30-40 15-20

Таможенный и паспортный контроль

После регистрации человеку придется пройти паспортный и таможенный контроль. Первоначально проводится таможенный контроль: проверка ручной клади и личных вещей.

С актуальными таможенными правилами можете ознакомиться на нашем сайте.

Видео: нормы и правила провоза ручной клади на борту самолета в 2022 году.

Все личные вещи, включая электронную технику, человек обязан положить на рентген, а сам пройти через раму металлоискателя.

Таможенный контроль имеет две зоны: красный коридор и зеленый. По зеленому проходят все люди, которым не нужно заполнять таможенную декларацию.

После этого человек обязан пройти паспортный контроль, то есть представить документы и посадочный талон для проверки. Сотрудник аэропорта проверяет легальность документов и наличие визы (при необходимости).

Посадка

Начало посадки на рейс многих авиалиний — за 40 минут. В таких крупных аэровокзалах, как Домодедово, Внуково, Шереметьево, Пулково, на внутренние рейсы она начинается за 30–40 минут. Заканчивается — за 15–20.

Если рейсы международные, то начало посадки — за 40–60, а завершение — за 20–25 минут.

В небольших аэропортах посадка на внутренние рейсы начинается за 25–30 минут, а заканчивается — за 10–15. На международных рейсах в небольших аэропортах о посадке объявляют за 30–40 минут, а заканчивается она — за 15–20.

Интервал между окончанием посадки и вылетом необходим. Он нужен, чтобы определить все ли пассажиры взошли на борт. Если обнаруживается, что кто-то отсутствует, то его багаж выгружается с самолета в целях безопасности.

Авиалиния не имеет права перевозить багаж без присутствия его владельца на борту воздушного судна.

Заключение

Регистрация пассажиров является обязательным условием посадки в самолет. Она заканчивается всегда раньше самого вылета, поэтому в аэропорт следует приезжать минимум за два-три часа до него, чтобы успеть пройти данную процедуру и не опоздать на свой рейс.

Вылетающим пассажирам

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажиров и гостей аэропорта при входе в аэровокзал необходимо пройти через пункты досмотра пассажиров и багажа. Досмотр пассажиров и багажа осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности с применением сертифицированного оборудования.

Пассажирам внутренних авиалиний

Обслуживание пассажиров, вылетающих из аэропорта Астрахань внутренними рейсами, осуществляется на общих стойках регистрации и Секторе вылета «А». На сайте аэропорта в разделах «Онлайн-табло» и «Расписание» указано местное время (UTC+4).

Регистрация авиабилетов и оформление багажа

Регистрация пассажиров и оформление багажа в аэропорту на внутренних линиях начинается, как правило, за 2 часа и заканчивается не ранее чем за 40 минут до вылета. Точное время начала регистрации на рейс рекомендуется уточнять у представителей Вашей авиакомпании или справочном бюро аэропорта ((8512) 393317).

Регистрация билетов и оформление багажа пассажиров внутренних рейсов осуществляются на основных стойках регистрации, которые располагаются на первом этаже — напротив входа в аэровокзал. При прохождении регистрации Вам необходимо предъявить билет и документ удостоверяющий личность, по которому оформлялся билет. Если у вас электронный билет, вы должны предъявить только документ удостоверяющий личность, которому оформлялся билет.

Следует обратить особое внимание на вес и габариты Вашего багажа — если они будут выше нормы, установленной Вашей авиакомпанией, Вам будет необходимо оплатить перевозку сверхнормативного багажа.

Рекомендуем заранее ознакомиться с правилами провоза багажа, указанными на сайте Вашей авиакомпании. После завершения процедуры регистрации Вам выдадут посадочный талон и багажную бирку. Посадочный талон и багажную бирку необходимо сохранять в течение полёта вплоть до получения багажа в аэропорту назначения.

Прохождение предполётного досмотра и ожидание вылета

По окончании регистрации авиабилетов и оформления багажа для прохождения процедуры предполётного досмотра, пассажирам необходимо пройти в Сектор вылета «А». Предполётный досмотр пассажиров и ручной клади осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности с использованием сертифицированного оборудования.

После прохождения процедуры предполётного досмотра пассажиры проходят в зал ожидания, в котором находятся до приглашения на посадку в самолёт. В зале ожидания пассажиры могут воспользоваться услугами магазинов, киосков с сувенирной продукцией и точек общественного питания.

Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом.

Пассажирам международных авиалиний

Обслуживание пассажиров, вылетающих из аэропорта Астрахань международными рейсами, осуществляется на общих стойках регистрации и Секторе вылета «В» международных воздушных линий. Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы авиакомпании «Turkish airlines» осуществляется на стойках регистрации Сектора вылета «В». На сайте аэропорта в разделах «Онлайн-табло» и «Расписание» указано местное время (UTC+4).

Регистрация авиабилетов и оформление багажа

Регистрация пассажиров и оформление багажа в аэропорту на внутренних линиях начинается, как правило, за 3 часа и заканчивается не ранее чем за 40 минут до вылета. Точное время начала регистрации на рейс рекомендуется уточнять у представителей Вашей авиакомпании или справочном бюро аэропорта (8512393317).

Пассажирам международных рейсов необходимо пройти через зону таможенного контроля. Перед прохождением таможенного контроля рекомендуется ознакомиться с необходимыми нормативными документами. Зона таможенного контроля находится в правом крыле первого этажа Сектор вылета «В».

Следует обратить особое внимание на вес и габариты Вашего багажа — если они будут выше нормы, установленной Вашей авиакомпанией, Вам будет необходимо оплатить за сверхнормативный багаж. Рекомендуем заранее ознакомиться с правилами провоза багажа, указанными на сайте Вашей авиакомпании. После завершения процедуры регистрации Вам выдадут посадочный талон и багажную бирку. Посадочный талон и багажную бирку необходимо сохранять в течение полёта вплоть до получения багажа в аэропорту назначения.

Прохождение предполётного досмотра и пограничного контроля, ожидание вылета

После прохождения таможенного контроля и регистрации билета и багажа пассажирам необходимо пройти процедуру пограничного контроля и предполётного досмотра.

После прохождения процедур пограничного контроля и предполётного досмотра пассажиры проходят в зал ожидания, в котором находятся до приглашения на посадку в самолёт. В зале ожидания пассажиры могут воспользоваться услугами магазина беспошлинной торговли DUTY FREE и точи общественного питания.

Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом.

УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ПРИМЕНЕНИЯ УСИЛЕННЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ВПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ

ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПОФУТБОЛУ FIFA 2018

ГОДА И КУБКА КОНФЕДЕРАЦИЙ FIFA 2017 ГОДА ПОСТАНОВЛЕНО:

Запретить с 1 июня по 12 июля 2017 г. и с 25 мая по 25 июля 2018 г. в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности:

а) оборот гражданского и служебного оружия и патронов к нему (за исключением экспонирования, учета, хранения и изъятия гражданского и служебного оружия и патронов к нему, передачи, перевозки, транспортирования, использования, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации спортивного огнестрельного оружия и патронов к нему в целях подготовки и проведения всероссийских и международных спортивных соревнований по стрелковым видам спорта, а также передачи, ношения, транспортирования и использования гражданского и служебного оружия и патронов к нему при исполнении работниками юридических лиц с особыми уставными задачами возложенных на них федеральным законом служебных обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции).

Инструкция для тех, кто первый раз в аэропорту

Прежде чем попасть в самолет, вам предстоит пройти через дебри запутанных и страшных лабиринтов местного аэропорта. На самом деле не все так страшно. Страшнее может быть только то, что вы забудете ребенка на земле. Такое бывает.

Первый кордон: досмотр

Телефон уберите в сумку, ноутбук достаньте заранее.

Максим первый раз летит в Иваново к двоюродному брату Олегу. Макс купил билеты авиакомпании “Победа” и взял все самое необходимое в ручную кладь. Стандартный набор путешественника: ноутбук, пена для бритья 150 мл, 10 — сантиметровый нож и водички. Со всем своим добром он направляется в сторону добрых и отзывчивых сотрудников досмотра. Молодой человек или девушка вероятно спросят Макса имеется ли у него при себе ноутбук и попросят его достать отдельно от рюкзака. Макс переспрашивает, потому что может ему показалось или вообще не ему сказали. Но, увы. Давай Макс, доставай ноут или все равно будешь открывать сумку на досмотровом столе.

Вопрос: Зачем доставать ноутбук?

Ответ: Давайте представим, что вы сидите за аппаратом. Проезжает перед вашими глазами ноутбук во весь рюкзак. За ним ничего не видно и вы понятия не имеете, что за ним лежит. Теперь представьте, какова вероятность того, что именно за ним или в нем находится взрывное устройство или другие запрещенные к перевозке предметы? Вопрос зачем доставать не актуален в таком месте.

Чтобы забрать свои вещи и попасть внутрь аэропорта, Макс направляется к рамке металлоискателя и выкладывает перед ней на стол ключи и телефон. Не забывает про них и забирает свой рюкзак и ноут.

Второй кордон: стойка регистрации

Если не знаете где ваша стойка, попросите помочь сотрудника аэропорта.

Зря конечно он ноут убрал, ну да ладно. Макс лицезреет аэропорт и замечает табло. На табло выведен список со всеми рейсами. Там указана вся нужная информация для пассажиров. В том числе и стойки регистрации. Макс не сразу понял куда идти. Конечно, разве разберешься в этом сложном механизме. Мимо проходящий здоровяк с аббревиатурой ГБР ему точно подскажет куда путь держать. У стойки регистрации оживленная очередь. Простояв 10 минут, пассажир Иванов Максим Иванович с билетом и биркой “ручная кладь” на рюкзаке, направляется на посадку.

Третий кордон: опять досмотр

Предполетный досмотр более тщательный. Здесь не раздевают до трусов, а проходят, не снимая их, в сканер.

Предъявив паспорт и посадочный девушке, Максим Иванович идет опять к пункту досмотра. На входе практика уже была, осталось закрепить. Звучит знакомый вопрос о ноутбуке и есть ли жидкости, аэрозоли и гели превышающие объем 100 мл. Макс достает ноут и выкладывает его в отдельный контейнер.

На предполетном досмотре требуют снимать верхнюю одежду,обувь с подошвой толще 1 см и высотой каблука более 2.5 см, а также ремни, шарфы, головные уборы и часы.

Снимать все вышеперечисленное не обязательно. Можно пройти в сканер, но только предварительно оставив электронные устройства в сумке или контейнере.

Макс успешно прошел в верхней одежде через сканер. Вспомнил Макс о воде и пене тогда, когда сотрудник безопасности предложил пройти ему к столу. Вежливо попросив открыть сумку, мужчина достал пену, воду и нож. Содержимое сумки и предметы прокатили отдельно от рюкзака, чтобы убедиться в отсутствии запрещенных предметов и веществ. Дальше было четыре варианта развития событий для Максима:

Сдать предметы на платное хранение

Выбрав последний вариант, Макс с угрюмым лицом пошел на посадку.

Четвертый кордон: посадка

Объявляется посадка на рейс… — Иваново, просьба пройти к выходу D 02. Посадка началась и очередная скопившаяся очередь в аэропорту ждала Макса. Очередь прошла, а Макс сидел в ноутбуке и потягивал свежесваренный кофе. Посмотрев на время, он бегом помчался к выходу и на удивление успел. Если бы Максим не приехал заранее в аэропорт, то наверняка бы опоздал на рейс.

Приезжайте в аэропорт за 2-3 часа до вылета

Аэропорт — это огромный механизм состоящий из множества служб. Каждая служба отвечает за вашу безопасность. Помните это, когда будете совершать очередную посадку в другом городе.

Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории

Все об авиабилетах и регистрации в аэропорту

Компания United Airlines в 1940 году на маршруте Сан Франциско — Лос-Анджелес провела эксперимент. Пассажиры могли заплатить за билет полную стоимость (Full-fare) и долететь без промежуточной остановки за $19. По бюджетному тарифу за $14 можно было долететь до места назначения на другом самолете с остановкой на дозаправку. Предложение оказалось не слишком востребованным, и эксперимент свернули через два года.

Фото: Getty Images

Международная организация воздушного транспорта IATA в 1952 году внедрила привычное сегодня разделение на классы в салонах одного самолета. Вначале их было два — первый и туристический, который сразу стали называть также экономическим. Экономным пассажирам полагался только кофе, они не могли рассчитывать на пледы и подушки. IATA также назвала рекомендованы цены на перелет в первом и туристическом классах.

Фото: Getty Images

С середины 1960-х годов крупные авиакомпании постепенно начали вводить дополнительные уровни обслуживания для первого класса. Пассажирам в этом случае полагалось большее число блюд на выбор — до шести, а к меню добавлялись лобстеры и бараньи отбивные. Увеличивались размеры кресла, закладывалось несколько спальных мест. Однако в 1978 году Pan Am логически завершила создание бизнес-класса, объявив о продажах билетов в специальный Clipper Class.

Фото: Getty Images

В середине 1970-х среди пассажиров сформировался спрос на услуги более высокого уровня, чем в экономическом классе, но не столь дорогие, как в бизнес-классе. В ответ авиакомпания KLM (группа Air France) запустила в 1974 году сервис Full Fare Facilities (FFF) — пассажир, купивший билет в экономический класс, за дополнительные деньги получал право занимать кресла непосредственно за местами первого класса. Затем многие компании стали вводить новые бонусы. Например, право преимущественной посадки на борт. Постепенно разделение салона самолета на три класса стало обыденностью.

Фото: Getty Images

Цены на топливо продолжали расти, и многие приемы лоукостеров постепенно стали перенимать авиакомпании с традиционным сервисом. В результате сегодня многие глобальные перевозчики в базовом экономическом классе предлагают большинство дополнительных услуг за деньги.

«По нашей статистике в 2019 году в два раза по сравнению с 2018-м вырос спрос на услугу «выбор места на борту» и на 10% увеличилось количество путешественников, оформляющих онлайн-чекин. Опция приобретения дополнительного багажа, наоборот, стала менее популярной — путешественники, предпочитающие летать с чемоданом, сразу выбирают соответствующий тариф авиакомпании. Дополнительные услуги наиболее востребованы у тех, кто выезжает за рубеж», — говорит Алексей Теплов, директор по маркетингу сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip.

Минимум услуг и низкие цены на билеты сегодня предлагает единственный российский классический лоукостер «Победа». «Аэрофлот» запустил этот проект в 2014 году, и за пять лет своего существования он уже доказал свою востребованность. За 2019 год услугами лоукостера воспользовались 10 млн человек. Причем 12% клиентов «Победы» благодаря низким тарифам впервые воспользовались воздушным транспортом.

Российская компания «Сирена», дистрибьютор авиационных услуг, в августе опубликовала данные по итогам первой половины 2019 года. Количество реализованных платных услуг с использованием электронного многоцелевого документа (применяется при оказании услуг авиапассажирам, Electronic Miscellaneous Document, EMD) выросло до 4,34 млн против 2,48 млн годом ранее. Больше всего прибавили услуги по платному выбору места в салоне самолета — 160%, повышению класса обслуживания — плюс 103% и по выбору улучшенного питания — плюс 90%. Услугой приоритетной регистрации воспользовалось на 31% пассажиров больше, чем за аналогичный период 2018 года. Страховок продано на 26% больше, услуг провоза сверхнормативного багажа — на 19%.

Многие авиакомпании развивают стратегию up sale, когда продажи увеличиваются за счет дополнительных услуг, таких как extra space, то есть выбор места повышенной комфортности, рассказывает директор по внешним коммуникациям компании Aviasales Янис Дзенис.

На борту «Ильи Муромца», первого российского самолета, был оборудован туалет. Биплан мог перевозить 16 пассажиров. В Европе туалеты в самолетах появились на семь лет позже — они были предусмотрены конструкцией итальянского Caproni Ca.60, рассчитанного на сто пассажиров.

Фото: Н. Пащин, РИА Новости

Впервые в полете был предложен завтрак. Британская авиакомпания Handley Page Transport предусмотрела для пассажиров холодные закуски за дополнительную плату. Горячее питание стали предлагать с 1936 года. В СССР во Внукове в 1955 году стал работать специальный цех по приготовлению бортового питания, а в самолетах оборудованы устройства для подогрева еды. На длительных рейсах стали предлагать меню на выбор — блюда из мяса, курицы или рыбы.

Фото: Getty Images

Впервые приступила к работе по обслуживанию пассажиров бортпроводница, это был рейс Сан-Франциско — Шайенн. В СССР в 1939 год на рейсе «Аэрофлота» Москва — Ашхабад начала работать первая советская стюардесса Эльза Городецкая. Это был борт самолета Пс-84 (позднее получил известность как Ли-2). Было предусмотрено, что бортпроводница должна иметь навыки медсестры.

Фото: Getty Images

Введены первые требования к багажу. По решению авиационных властей США его вес был ограничен 40 фунтами (чуть более 18 кг) на внутренних авиалиниях и 44 фунтами — на международных. В «Аэрофлоте» на сегодняшний день норма для экономкласса — 23 кг. В 2018 году авиакомпания для удобства пассажиров увеличила размер ручной клади на 5 см в высоту — до 25 см. Как объясняют в компании, именно такую высоту, как правило, имеют дорожные сумки ведущих брендов.

Фото: Getty Images

В СССР впервые введено деление на первый и туристический классы — на самолетах Ту-104. IATA ввела два класса обслуживания — первый и туристический (который вскоре стали называть экономическим) раньше, в 1952 году.

Фото: Игорь Чернов, РИА Новости

На самолетах «Аэрофлота» прошли первые демонстрации кинофильмов в ходе полета, когда в салонах Ту-134, летавших из Ленинграда в Москву и Киев, установили видеосистемы с телевизорами «Юность». В 1980-е в салонах Ил-86 появились экраны для трансляции фильмов.

На многих воздушных судах «Аэрофлота» заработала услуга «Интернет на борту». Подключиться к интернету по бортовому Wi-Fi можно на своем мобильном устройстве, выбрав тарифный план. Оплачивается эта услуга во время полета.

Российская гражданская авиация ведет свою историю с 17 марта 1923 года: тогда было учреждено акционерное общество «Добролет» (Российское общество добровольного воздушного флота). Это была коммерческая компания, перед которой ставились задачи по созданию в стране авиации для нужд народного хозяйства. С этого дня ведет свою родословную и современный «Аэрофлот», который к концу 1930-х годов стал крупнейшей авиакомпанией мира.

В 1950-х годах советское авиапредприятие не только продолжало формировать стандарты комфортного полета — тогда же закладывались принципы формирования имиджа.

«Перед «Аэрофлотом» поставлена ответственная задача: значительно увеличить авиаперевозки, повысить культуру обслуживания пассажиров. В решении этой задачи важная роль принадлежит многотиражным газетам территориальных управлений», — писал в 1957 году журнал «Гражданская авиация». Отраслевой прессе помимо распространения передового опыта обслуживания пассажиров поручалось также «сосредоточить внимание общественности на недочетах, добиваться их устранения».

«Отчет» о том, насколько авиапредприятие выдерживает марку, выглядел так: «…Пассажир входит в самолет. Кабина безукоризненно чиста. Под ногами ковры и дорожки, на креслах белоснежные чехлы. К его услугам свежие газеты и журналы».

В дальнейшем услуги авиапредприятия стали пропагандировать системно, с использованием рекламных приемов. В 1960 году было создано Рекламно-информационное бюро «Аэрофлота», через год появился хорошо всем известный лозунг «Летайте самолетами Аэрофлота!». Настоящую рекламную кампанию бюро развернуло позже, в странах Западной Европы, когда нужно было привлечь внимание к воздушному пути над нашей страной из Европы в Японию и на Юго-Восток.

В 1954 году первый полет совершил Boeing 707, в 1955 году — французский Sud Aviation Caravelle. И тогда же, в 1955-м «встал на крыло» первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104. С появлением реактивной техники авиация вышла на новый уровень, потребовались и новые подходы к обслуживанию пассажиров, поскольку увеличилась дальность и, соответственно, время перелетов.

На борту самолетов «Аэрофлота» питание появилось в конце 1950-х. Вот как об этом сообщал журнал «Гражданская авиация»: «В июле 1958 года совместным приказом Министерства торговли СССР и Главного управления Гражданского воздушного флота было введено бесплатное трехразовое питание для пассажиров многоместных скоростных самолетов».

Популярность первого космонавта в небе была не меньшей, чем на земле. В 2009 году «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию самолет А320 «Ю. Гагарин», а в 2011-м его имя получил Sukhoi Superjet 100, поставленный компании «Армавиа»

C самого начала и по сегодняшний день все базовые услуги — от провоза багажа до питания на борту (в первые годы — холодные закуски и напитки) входят в стоимость билета «Аэрофлота». Российская компания следует тенденции в мировой авиации по развитию дополнительных платных сервисов. Нововведения позволяют компании не повышать тариф на перевозку, а пассажиру предоставляется выбор оплатить только те услуги, которые ему действительно необходимы.

Группа «Аэрофлот» готова увеличивать выручку за счет неавиационных услуг пассажирам. «Сейчас все мировые тренды свидетелсьтвуют, что скоро авиация не сможет зарабатывать только на перевозках. Надо увеличивать неавиационные доходы», — отметил в одном из интервью глава компании Виталий Савельев. По его словам, сейчас на такие услуги у «Аэрофлота» приходится «немного» — 6% доходов, эту долю надо довести до 20%. В качестве примера на будущее он привел доставку багажа из дома в аэропорт. Сейчас к дополнительным платным услугам в компании относят, в частности, провоз сверхнормативного багажа, выбор места на борту до регистрации, повышение в классе обслуживания, а также продажу страховки, бронирование отелей, аренду автомобилей, продажу билетов на аэроэкспресс, меню на заказ, рекламу, трансфер в другой аэропорт или в населенный пункт.

Многие сервисы, которыми располагают сегодня авиакомпании, так или иначе связаны с развитием высоких технологий. Без цифровизации обслуживания конкурировать за пассажира невозможно.

Гражданская авиация берет на вооружение концепцию IATA и Международного совета аэропортов (ACI) по перспективной трансформации бизнес-процессов на основе цифровизации NEXTT. Это цифровые технологии отслеживания и идентификации багажа, автоматизация и использование робототехники, в том числе в обслуживании клиентов. Многие перевозчики уже сейчас предлагают им сдавать багаж самостоятельно, распространяется практика печати багажных бирок в автоматах авиалиний и даже дома.

Многие перевозчики уже сейчас предлагают сдавать багаж самостоятельно, распространяется практика печати багажных бирок в автоматах авиалиний и даже дома. В «Аэрофлоте», например, внедрена система BagJourney. Она дает возможность отслеживать багаж авиапассажиров в режиме онлайн во время регистрации, при посадке, пересадке, в аэропорту прибытия.

Фото: Getty Images

Набирает популярность услуга «Интернет на борту». Такую услугу предоставляют все крупные авиакомпании. На всех дальнемагистральных воздушных судах «Аэрофлота» подключиться к сети можно по бортовому Wi-Fi на своем мобильном устройстве, выбрав тарифный план. Оплачивается эта услуга во время полета банковской картой.

Фото: Getty Images

Сейчас просмотр кинофильмов — доступный сервис на борту. Например, «Аэрофлот» предлагает путешественникам более 200 фильмов, мультфильмов и иных развлекательных программ. На заре предоставления таких услуг в 1980-х годах маленькие ЖК-экраны монтировали в спинки кресел, впервые они появились в самолетах Northwest Airlines. Затем стали использовать стриминговые системы IFE

Фото: Getty Images

Авиакомпании — лидеры по цифровизации, к которым относится и «Аэрофлот», предоставляют все возможные услуги онлайн. Это продажа билетов, регистрация на рейс, бронирование билетов на 48 часов при сохранении стоимости; проверка статуса разыскиваемого багажа; заказ индивидуального трансфера — в другой аэропорт, в населенный пункт; аренда автомобиля; бронирование отеля.

Фото: Getty Images

Ближайшие перспективы в автоматизации обслуживания клиентов связаны с технологией распознавания лиц, доступность мобильного стандарта 5G, использование роботов-помощников. Уже сейчас в некоторых аэропортах можно увидеть такого помощника, встречающего пассажира в аэропорту и принимающего багаж.

Фото: Getty Images

Оформление, доставка багажа — одна из наиболее показательных услуг, отражающих актуальные тенденции развития сервиса. Как показывает опрос IATA, многие пассажиры не хотят сдавать багаж и предпочитают путешествовать с ручной кладью далеко не только из соображений экономии. Эту причину назвали 24% опрошенных из числа путешествующих с ручной кладью. При этом 52% путешественников ответили, что просто не хотят ждать багаж после приземления, а еще 26% боятся, что он будет поврежден. Более того, 46% тех, кто сдает, даже готовы доплатить, чтобы перевозчик доставил багаж до их финального пункта назначения, если возникнет такая необходимость.

Впрочем, многие опасения пассажиров в отношении личных вещей снимает система BagJourney. Она дает возможность отслеживать багаж авиапассажиров в режиме онлайн во время регистрации, при посадке, пересадке, в аэропорту прибытия. Система связывает 400 аэропортов и 500 авиакомпаний.

Быстрая и всеохватывающая цифровизация в сфере авиаперевозок — дань глобальному тренду цифровизации потребления.

К 2025 году 68% пассажиров станут «цифровыми путешественниками», отмечается в отчете Международной компании воздушных телекоммуникаций SITA «2025: воздушное путешествие в эпоху цифровых технологий». При этом общее количество авиапассажиров в мире вырастет с 4,4 млрд, зафиксированных IATA по итогам 2018 года, до 8,2 млрд к 2037 году. Цифровой сегмент для авиаперевозчиков — самый выгодный, такие пассажиры склонны тратить в полтора раза больше на покупку товаров и услуг в аэропорту и в 2,5 раза больше — на борту (данные опроса SITA).

Сегодня, по данным SITA, 55% авиапассажиров используют онлайн-регистрацию — через сайт, мобильное приложение, киоск в аэропорту или сервисы автоматической регистрации, когда система по номеру бронирования сама выбирает место. Киоски для самостоятельной регистрации пассажиров в 2018 году были установлены в 41% аэропортов мира (данные SITA), а к 2021 году их охват увеличится до 60%.

Самое быстрорастущее направление — развитие мобильных сервисов, доступных со смартфонов, отмечается в отчете SITA. 59% опрошенных организацией пассажиров хотели бы использовать свой смартфон вместо паспорта для идентификации, а 33% положительно относятся к введению подобной инициативы. Отвечая на этот запрос, рынок мобильных приложений для пассажиров будет расти на 12% в год, по данным исследования Polaris Market Research.

Фото: Getty Images

Для ускорения процесса регистрации авиаперевозчики и аэропорты инвестируют в технологии биометрической идентификации. В ближайшие три года 63% авиакомпаний мира планируют использовать их для автоматической идентификации пассажиров, чтобы организовать возможность их самостоятельной посадки на рейс, говорится в отчете SITA. В том числе биометрический контроль внедряет «Аэрофлот» в Шереметьево.

Еще один вектор — персонализация общения и предложения за счет сбора больших данных и использования технологий искусственного интеллекта. Более 25% авиакомпаний уже внедрили чат-ботов с искусственным интеллектом, еще 55% планируют сделать это до 2021 года (данные SITA). Боты умеют отвечать на самые распространенные вопросы на разных языках, например о статусе рейсов, нормах провоза багажа. По прогнозам отчета Insights, к 2020 году уже 68% авиакомпаний и 42% аэропортов планируют запустить сервисы с использованием чат-ботов.

Например, авиакомпания Finnair создала чат-бот, интегрированный в Facebook Messenger. Он отвечает на типовые вопросы пассажиров, дает информацию о времени вылета, рассказывает об акциях и может перенаправлять на страницу «Управление бронированием». В этой же социальной сети запустил мессенджер своего чат-бота австралийский перевозчик Jetstar.

Бот от Air New Zealand дополнительно развлекает пассажиров — он может петь и даже шутить.

Огромным спросом могла бы пользоваться услуга по предоставлению пассажирам возможности выходить в интернет на борту. Сейчас она, как правило, не всех устраивает по цене, говорит Алексей Теплов. Тем не менее интернет через Wi-Fi и GSM уже доступен на бортах 50 авиакомпаний, включая «Аэрофлот».

Еще один вектор — персонализация общения и предложения за счет сбора больших данных и использования технологий искусственного интеллекта. Более 25% авиакомпаний уже внедрили чат-ботов с искусственным интеллектом, еще 55% планируют сделать это до 2021 года (данные SITA). Боты умеют отвечать на самые распространенные вопросы на разных языках, например о статусе рейсов, нормах провоза багажа. По прогнозам отчета Insights, к 2020 году уже 68% авиакомпаний и 42% аэропортов планируют запустить сервисы с использованием чат-ботов.

Например, авиакомпания Finnair создала чат-бот, интегрированный в Facebook Messenger. Он отвечает на типовые вопросы пассажиров, дает информацию о времени вылета, рассказывает об акциях и может перенаправлять на страницу «Управление бронированием». В этой же социальной сети запустил мессенджер своего чат-бота австралийский перевозчик Jetstar.

Бот от Air New Zealand дополнительно развлекает пассажиров — он может петь и даже шутить.

Огромным спросом могла бы пользоваться услуга по предоставлению пассажирам возможности пользоваться интернетом на борту. Сейчас она, как правило, не всех устраивает по цене, говорит Алексей Теплов. Тем не менее интернет через Wi-Fi и GSM уже доступен на бортах 50 авиакомпаний, включая «Аэрофлот».

Переезд на Дальний Восток на ПМЖ

Россия является крупнейшей страной в мире. Однако огромная территория на востоке страны площадью более 6,9 млн. квадратных километров заселена жителями крайне неравномерно. Регионы, где люди встречаются реже, чем животные, остановились в развитии.

О плотности населения России можно прочитать пройдя по этой ссылке.

Чтобы это исправить, государство разработало специальные программы поддержки переселенцев. Граждан, которые решатся поменять место жительства на Дальний Восток, ждёт разносторонняя поддержка.

Суть и цели программы

Программа переселения на Дальний Восток была разработана для россиян в начале десятилетия, а чуть позже она сделана бессрочной. Проект призван создать комфортные условия для жителей, чтобы они захотели и смогли переселиться на другой конец страны и работать на благо развития края.

Изначально было решено, что идея должна понравиться выпускникам университетов и институтов, а также состоявшимся специалистам. Другими словами, привлекать к переселению всех, кто может трудиться.

Правила участия в программе в 2022 году просты:

  • перебраться в отдаленный регион могут не все категории жителей;
  • переехать и получить поддержку разрешено только туда, где желают видеть приезжих;
  • участники могут взять с собой всю семью;
  • необходимо с помощью документов подтвердить свое право на участие в программе;
  • участникам нельзя переезжать в другой регион раньше, чем через 2 года после переселения, иначе все финансовые траты на него будут взысканы обратно.

По мнению экспертов, федеральная программа позволит добиться значительных успехов в развитии удалённых территорий страны, а именно:

  • ускорит рост экономики;
  • повысит инвестиционную привлекательность регионов-участников;
  • позволит сделать инфраструктурный и транспортный рывок;
  • увеличит количество жителей;
  • позволит округам и областям интегрироваться в социальную жизнь всей страны.

Кто может принять участие в программе переселения

Список жителей, которые могут стать участниками проекта, довольно обширен:

  • граждане России;
  • иностранные граждане.

Подать заявку может и россиянин, и иностранец, который планирует вернуться в Россию по программе «Соотечественник».

При этом меньше всего требований предъявляется всё же к кандидатам из России. Поэтому переселиться могут едва ли не все категории граждан. Но приоритет отдаётся молодым. Самая большая поддержка ожидает семью, где папе не более 35 лет и он трудоспособен. Приветствуются также выпускники вузов.

Самые востребованные специальности в 2022 году:

  • разнорабочий;
  • учитель;
  • медик;
  • работник судостроительных компаний;
  • шахтёр;
  • тракторист;
  • инженер;
  • обработчик рыбы;
  • электрогазосварщик.

Впрочем, это лишь часть списка, в реальности количество специалистов, которые могут переселиться, шире и зависит он от региона.

О зарплатах на Чукотке можно почитать пройдя по этой ссылке.

Регионы для переселения

Помощь в переселении предоставляется только тем жителям, которые планируют переехать в плохо освоенный регион, расположенный далеко от центра. Среди них Забайкалье, Приамурье, Приморский край. Есть возможность жить в Хабаровском крае. Одним словом, рассматривать можно города и населённые пункты на Востоке страны.

В проекте участвуют:

  • Приморский.
  • Хабаровский.
  • Камчатский.
  • Забайкальский.
  • Бурятия.
  • Якутия.
  • Магаданская.
  • Амурская.
  • Сахалинская.
  • Еврейский.
  • Чукотский.

Необходимые документы

Относительно небольшой пакет документов неободимо собрать, если человек переезжает один. И значительно больше справок потребуется для заявки на всю семью. Так или иначе, федеральная программа в 2022 году предполагает набор тех документов, который можно собрать в течение довольно короткого промежутка времени:

  • Гражданские паспорта всех членов семьи (включая детей 14 лет и старше).
  • Документы несовершеннолетних детей.

Свидетельство о рождении и гражданство России несовершеннолетнего

Пример справки о несудимости

Трудовая книжка и вкладыш в трудовую книжку

бланк заявления об участии в Государственной Программе по оказанию содействия добровольному переселению

У иностранцев дополнительно попросят представить документ, подтверждающий наличие российских корней. А переселенец поможет получить гражданство по упрощённой схеме.

Как только все документы собраны, их следует подать в комиссию по трудоустройству. По закону заявление изучают в течение 30 дней. После этого просителю дают право выбора региона и рассказывают о вакансиях.

Уполномочены принимать обращения также следующие организации:

    Территориальный орган МВД России на региональном уровне.

Скриншот сайта ГУВМ МВД. Как оставить заявку он-лайн

Пособие и поддержка

Федеральная программа предусматривает всестороннюю защиту переселенца. Решительного человека, который не боится жить в далёких краях, государство готово буквально “носить на руках”. В первую очередь граждане могут претендовать на подъёмные.

При переселении на Дальний Восток семьи получают фиксированную выплату.

  1. Переселенцу до 35 лет выдают 200 тысяч рублей на себя и по 120 тысяч рублей на жену и детей, которые переезжают вместе с ним.
  2. Дипломированный специалист или выпускник получает единовременно 800 тысяч рублей.
  3. Профессионалу, которому уже исполнилось 35 лет, положена выплата 400 тысяч рублей.

Впрочем, деньги — это не единственная мотивация, которая разработана для потенциальных жителей Дальнего Востока. Государственная программа подразумевает ещё социальную поддержку. Переселенцы получают следующие преимущества:

  • Работа по желаемой специальности.
  • Предоставление жилья во временное пользование.
  • Льготное образование и работа после получения диплома.
  • Частичное возмещение расходов на возведение дома.
  • Субсидия в размере 10% на ипотечный кредит.

И это только те блага, которые разработаны и прописаны в федеральной программе. Дополнительные бонусы предоставляют переселенцам в самих регионах.

Социальные льготы

Не забыли авторы программы и про то, что на новом месте жителям нужно адаптироваться, а это подчас сделать очень нелегко. Поэтому разработан ряд льгот, чтобы облегчить жизнь переселенцам:

  • Освобождение от регистрационной пошлины.
  • Перевоз вещей за государственный счет, возможность выбрать любой вид транспорта.
  • 5-тонный контейнер для переезда семьи из трёх человек, для большей семьи предусмотрен контейнер вместимостью до 10 тонн.
  • Пособие для безработного на первые полгода пребывания, размер выплаты равняется прожиточному минимуму.
  • Предоставление участка земли бесплатно.

Возможные трудности переселенцев

Со стороны программа переселения выглядит заманчиво, но на деле её нельзя назвать идеальной. Уже по прибытии люди могут столкнуться с массой сложностей. Вероятно, поэтому очередь из желающих жить на Дальнем Востоке отсутствует.

Актуальной проблемой стал вопрос предоставления жилья. Его на территориях попросту не хватает. Именно поэтому местные власти запустили специальные программы, чтобы ускорить строительство домов.

Новое жилье планируется сдавать в аренду только что приехавшим гражданам, причем, как обещают, по разумной цене. В дальнейшем, если появится желание, переселенец может выкупить жилплощадь.

Не всё безоблачно и с рабочими местами. На практике, на кардинальные перемены в жизни и переезд на другой конец страны решаются лишь люди со средним специальным дипломом или без образования. В то время как территория ждет квалифицированную рабочую силу и специалистов высочайшего уровня.

Профессионалов заманить на край России сложно, поскольку ожидаемый доход не сходится с реальными цифрами.

Ну и отчасти препятствуют успешной реализации программы освоения территории местные чиновники. Они, по сути, должны всячески помогать с жильем, переквалификацией и трудоустройством. Но на практике случается, что их слова расходятся с делом. Поэтому получается, что тех, кого ждут на Дальнем Востоке, не интересует переезд, им комфортнее оставаться в домашнем регионе и получать более высокую зарплату.

Впрочем, дополнительный стимул для принятия положительного решения в пользу уже на подходе. Российское правительство рассматривает возможность увеличить подъемные до миллиона рублей. Ожидается, что количество переселенцев увеличится, а обустройство жилья, адаптация в новом регионе и переход от статуса «приезжий» в статус коренной «житель» пройдет быстро и незаметно.

Дальневосточный гектар: как бесплатно получить землю и деньги на освоение

Бесплатно получить землю на Дальнем Востоке и открыть на полученном участке свою гостиницу или построить жилой дом в рамках программы «Дальневосточный гектар» сегодня может любой желающий. Согласно данным федеральной информационной системы «НаДальнийВосток.РФ», с начала действия программы участки получили свыше 99,6 тыс. россиян (данные на начало 2022 года).

Вместе с экспертами рассказываем об особенностях программы, будущих нововведениях и трудностях владения землей на Дальнем Востоке.

Свой гектар на Дальнем Востоке

Программа «Дальневосточный гектар» была запущена в 2016 году, тогда для освоения выделили более 140 млн га. По ней можно получить бесплатную землю в регионах Дальнего Востока. Изначально в программе участвовали Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская область, Якутия, Магаданская и Сахалинская области, а также Камчатка и Чукотка. В 2020 году список дополнили Бурятия и Забайкалье.

Участки по программе можно получить только за пределами городов. Они должны располагаться на расстоянии как минимум 10 км от населенных пунктов с населением свыше 50 тыс. жителей и в 20 км от городов с населением более 300 тыс. человек.

Изначально подать заявку на участие в программе могли только жители Дальнего Востока, но с 2020 года такую возможность получили все россияне и даже участники программы добровольного переселения соотечественников.

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ:

— Программа была нацелена на то, чтобы привлечь людей на Дальний Восток и сохранить местное население. Пока успехи этой программы недостаточны — около 80–90 тыс. человек взяли дальневосточные гектары, что в масштабах страны немного. Об этом также свидетельствует смягчение требований — изначально программа была рассчитана только на жителей Дальнего Востока.

Главная проблема программы заключается в том, что земельные участки выдаются на определенном расстоянии от городов. Люди должны коренным образом менять свой образ жизни и осваивать новые земли. Но на это готов далеко не каждый. Поэтому, возможно, стоило бы отказаться от такого ограничения и осваивать территорию вблизи городов. Безусловно, есть определенная польза, предусмотрено много льгот для получателей гектара. Но для того чтобы Дальний Восток осваивался активнее, надо программу дорабатывать. Ее нужно увязывать с программами развития регионов, стратегией пространственного развития страны, а также принимать большой пакет мер, которые стимулировали бы переезд населения в Сибирь и на Дальний Восток. Все должно развиваться в комплексе.

Сколько земли можно получить

Бесплатный земельный участок на Дальнем Востоке один человек пока может получить лишь однажды. Площадь участка не должна превышать один гектар, но может быть и меньше указанного размера. Требований к возрасту получателя нет — землю можно оформить даже на младенца. Таким образом, семья из трех человек может получить три гектара.

Более того, несколько человек могут объединиться и подать коллективное заявление на получение бесплатной земли большого размера. Правда, здесь есть ограничение — подать такое обращение могут не более десяти граждан. Чтобы объединиться — создать совместный бизнес или новый населенный пункт, — гектарщики могут воспользоваться опцией «Найти соседа».

Комментарий пресс-службы Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК ДВ):

— Участники программы «Дальневосточный гектар», успешно освоившие первый земельный участок и получившие его в собственность или в аренду, смогут подать заявку и получить еще один земельный участок на Дальнем Востоке. Такое нововведение принято Госдумой в июне 2021 года. Воспользоваться правом на дополнительный гектар можно будет однократно.

Требования

Основное условие получения гектара в собственность — его освоение. Изначально земля передается на пять лет на основании договора безвозмездного пользования, при этом уже в течение первого года заявителю необходимо определиться с видом использования участка, а через три года — задекларировать его освоение. После пяти лет безвозмездного пользования участок можно получить в собственность или оформить долгосрочную аренду — на 49 лет (это касается лесных участков — их нельзя оформить в собственность). Однако если в течение пяти лет пользователь не начинает осваивать землю, то автоматически теряет на нее право.

В целом требования к «гектарщикам» с каждом годом упрощаются (чтобы привлечь большее число людей). Например, в 2020 году вступил в силу закон, который позволяет россиянам досрочно оформить дальневосточные гектары в собственность. Такая возможность предоставляется тем, кто взял кредит на строительство индивидуального дома на этом участке. Оформление участка в собственность, в свою очередь, позволит заемщику передавать землю в залог банку при оформлении ипотеки.

В конце 2021 года правительство одобрило проект поправок в «закон о гектаре» (программа «Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике»). Согласно законопроекту, участники программы смогут строить жилье на «гектарах» в случае отсутствия утвержденных правил землепользования и застройки, а для уполномоченных органов откроется возможность предварительно формировать участки для дальнейшего предоставления гражданам и формирования оптимальных агломераций. Эти и другие нововведения в ближайшее время поступят на рассмотрение депутатов Госдумы.

Минвостокразвития разрабатывает инструмент, благодаря которому можно взять участок земли с примерным способом его освоения. Об этом в конце 2021 года заявил глава министерства Алексей Чекунков в интервью телеканалу «Россия-24».

Комментарий пресс-службы Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике:

— Минвостокразвития подготовило законопроект, подразумевающий возможность отказа гражданина от участка с сохранением возможности взять другую землю. Предполагается, что эта норма будет действовать в случае, если невозможно использовать землю — это, например, случаи несоответствия вида разрешенного использования участка утвержденному градостроительному регламенту, климатические или географические особенности земли.

Как получить дальневосточный гектар: инструкция

Подать заявление на получение гектара можно в письменном виде в МФЦ или через местное подразделение Росреестра. Но можно это сделать и не выходя из дома — на сайте «НаДальнийВосток.рф».

  • Сначала нужно пройти регистрацию на портале госуслуг.
  • Войти в «личный кабинет» на сайте «НаДальнийВосток.РФ» через выданные логин и пароль.
  • Выбрать границы будущего земельного участка на публичной кадастровой карте. Серым цветом на карте обозначены территории, которые не предоставляются в рамках программы. Необходимо провести автоматическую проверку сформированного участка на пересечении с «серыми зонами» и другими участками, чтобы не получить отказ. После нажатия кнопки «Продолжить оформление» откроется страница «Мой участок», на которой будут указаны характеристики вашего участка.
  • После этого можно подавать заявление, его сгенерирует система. Надо только проверить данные и подтвердить отправку в Росимущество. Если нет оснований для отказа, землю поставят на учет и выпустят распоряжение о ее передаче в безвозмездное пользование. Договор пришлют в «личный кабинет» или вручат в уполномоченном органе, если не используется электронный формат.
  • Рассмотрение заявления занимает в среднем 33 рабочих дня. Разрешено бронировать сразу несколько участков, чтобы сравнить и выбрать лучший. Эти гектары будут временно недоступны для других. В случае если по заявлению не может быть вынесено положительное решение, уполномоченный орган предложит скорректировать границы участка или предоставит альтернативный вариант.
  • Далее нужно подписать договор. Сделать это можно в письменном виде или с помощью электронной подписи. На подписание договора у «гектарщика» есть 30 дней. Далее договор направляется в Росреестр на государственную регистрацию.

Почему отказали и что делать

Причины для отказа могут быть разными. Например, земельный участок кому-то уже принадлежит, кем-то арендован или является частью заповедника либо месторождения федерального значения. Узнать о причине отказа можно, позвонив на горячую линию программы (8 800-200-32-51) или заполнив форму обратной связи на сайте «НаДальнийВосток.РФ». Если окажется, что в получении участка отказано на законных основаниях, то можно выбрать участок повторно в другом месте.

Что можно делать на участке

Вид использования земельного участка можно выбрать в течение года после получения гектара. Ограничений по использованию нет, главное — чтобы это не противоречило закону и соответствовало виду разрешенного использования земли. Например, на землях лесного фонда можно заниматься только определенными видами деятельности, связанными в основном с обработкой древесины. Но в целом все зависит от фантазии и бюджета участника программы. Можно построить дом, открыть ферму по выращиванию грибов шиитаке или заняться виноделием. Но для этого нужно будет получить необходимые разрешения, лицензии и свидетельства. Для участников программы также есть специальные курсы, где их научат создавать бизнес-планы для аграрных проектов.

«Земля предоставляется один раз, поэтому мы рекомендуем обдуманно подходить к выбору участка, самостоятельно посетить землю, изучить инфраструктуру, познакомиться с соседями», — отметили в АРЧК ДВ.

Поддержка владельцев дальневосточного гектара

Помимо бесплатного участка, власти обещают помочь с освоением земли на Дальнем Востоке. Всего предлагается 35 мер помощи — различные гранты, микрозаймы, кредиты. По каждому из них есть определенные требования для получения. Также «гектарщики» могут воспользоваться программой «Дальневосточная ипотека». «Для этого необходимо, чтобы выбранный вид разрешенного использования участка предусматривал индивидуальное жилищное строительство (для индивидуального жилищного строительства; для личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) )», — уточнили в пресс-службе АРЧК ДВ.

Помимо этого, предлагаются готовые бизнес-планы по использованию гектаров. Среди них — бизнес-план организации детского лагеря и солнечного круглогодичного биовегетария — предполагаемые инвестиции 33,5 млн и 7,8 млн руб. соответственно. Всего около 40 готовых решений.

Чтобы воспользоваться конкретной мерой поддержки, нужно зайти на сайт «НаДальнийВосток.рф» в раздел «Меры поддержки» и выбрать на интерактивной карте интересующий регион. После чего доступные инструменты будут отображены в pdf-файле.

Когда платить налоги

Как только участок освоен (например, на нем появились постройки), он передается в собственность или аренду, после чего «гектарщики» начинают платить налог или арендные платежи. До этого времени дальневосточный гектар налогом не облагается, пояснила юрист «Легес Бюро» Ольга Эттлер.

Владение участком облагается налогом на общих основаниях. В случае оформления участка в долгосрочную аренду стоимость аренды земли не может быть выше земельного налога. Арендная плата по лесному участку определяется Лесным кодексом РФ (ст. 73 Лесного кодекса РФ). Налог напрямую зависит от вида использования земельного участка и его кадастровой стоимости. Налоговые ставки можно посмотреть на сайте налоговой службы.

Что касается распоряжения гектаром, то до момента оформления в собственность его нельзя продать или сдать в аренду. Но и после оформления не допускается заключение договоров купли-продажи, дарения, аренды, договоров безвозмездного пользования и т. д., если второй стороной сделки является иностранное государство, международная организация или иностранный гражданин, уточнила Ольга Эттлер.

Трудности владения

Главная трудность, возникающая перед желающими получить землю, заключается не в бюрократических процедурах, которые заявитель вынужден пройти (этот процесс автоматизирован), а в обустройстве полученной недвижимости, говорит член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров.

Для многих граждан затруднения возникают в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры. Это может быть обусловлено удаленностью «гектара» и его расположением вне границ населенных пунктов. Прямой обязанности государственных органов и органов местного самоуправления по созданию дорог, проведению электричества, обеспечению водоснабжения в местах предоставления участков нет, однако правообладатели земли вправе подавать заявления, в том числе коллективные, для принятия решения о развитии инфраструктуры.

Вилен Вардапетян, директор научно-образовательного центра проблем модернизации экономических и политических систем ВШКУ РАНХиГС:

— Для того чтобы привлечь больше квалифицированных участников в проект, на мой взгляд, в программе необходимо предусмотреть проектное предоставление земельных участков до 1 тыс. га. Квалифицированный участник должен иметь возможность, предоставив бизнес-план, получить под свой проект соответствующий участок. После этого в течение планового срока (от трех до пяти лет) запустить проект и, достигнув целевых показателей, пройти проверку региональной комиссии и получить участок в собственность на безвозмездной основе.

После успешного запуска нескольких крупных проектов квалифицированными участниками можно организовать местную кластерную инициативу и в рамках кластера создать необходимую инфраструктуру, что позволит более эффективно расходовать бюджетные средства. При этом возможность получения участков в рамках существующего порядка неквалифицированными участниками также стоит сохранить — это будет и дальше востребовано у жителей соответствующих регионов Дальнего Востока.

Миллион за переезд на Дальний Восток: кому, как и за что

Миллион рублей подъёмных за переезд на Дальний Восток – новость о такой мере поддержки вызвала широкий резонанс среди россиян и негодование среди дальневосточников, которые на эти деньги претендовать не могут. На самом деле, далеко не каждый переселенец имеет право на получение миллиона. Кроме того, эти деньги ни один желающий переехать на руки не получит. Портал о Дальнем Востоке NaDV.ru разобрался, кому и как предложено платить субсидии.

Что произошло?

Министерство труда, Минвостокразвития России и Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ) предложили внести поправки в так называемую госпрограмму повышения трудовой мобильности. Главная цель программы — привлечение специалистов в приоритетные регионы, в том числе, на Дальний Восток. Именно сумму подъёмных было предложено увеличить с 225 тысяч до 1 млн рублей.

– В настоящее время выделяются небольшие деньги на переезд – 225 тысяч рублей. Мы с Минтрудом договорились, что это будет 1 миллион рублей. Переезжает человек на Дальний Восток, на конкретное предприятие на работу, ему дают субсидию на переезд и адаптацию на месте в размере одного миллиона рублей. Та же самая инициатива рассматривается в рамках программы переселения соотечественников из-за рубежа, – заявил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев.

Как сейчас?

На данный момент 225 тысяч рублей выплачивается гражданам, которые решились переехать работать на Дальний Восток с заключением трудового договора. Однако сам переселенец эти деньги наличными или на банковский счёт не получает. Субсидия перечисляется на счёт компании, с которой переселенец заключил трудовой контракт. Работодатель, в свою очередь, компенсирует сотруднику затраты на переезд, проживание, переобучение и так далее.

Еще одно важное условие – необходимо, чтобы работодатель был участником программы трудовой мобильности. В эту программу, кстати, включены 7 из 9 регионов ДФО – все, кроме Еврейской АО и Республика Саха (Якутия).

В случае, если инициативу поддержат, то изменится сумма подъёмных, а процесс получения денег останется прежним.

Что дальше?

Идея об увеличении суммы подъёмных до 1 млн рублей была вынесена на общественное обсуждение и прошла независимую антикоррупционную экспертизу. Сейчас специалисты формируют окончательный вариант проекта, подводя итоги общественного обсуждения. При учёте всех замечаний Минтруд внесёт проект на подпись в правительство.

А как же дальневосточники?

Жителей Дальнего Востока, очевидно, не обидят. Пока инициатива об увеличении суммы подъёмных находится на стадии обсуждения и согласования в правительстве, Минтруд внёс в Госдуму РФ другой законопроект, который облегчает механизм реализации программы. Проект был составлен с учётом мнения Минвостокразвития, АРЧК и руководства дальневосточных регионов.

В частности, авторы проекта предлагают позволить работодателям приглашать кадры из соседних дальневосточных регионов, а также привлекать персонал не только на вновь создаваемое производство или новый проект, но и на уже имеющиеся. При этом критерии, по которым будут отбираться компании для участия в программе, будет устанавливать сам регион. Минимальную продолжительность срочного трудового договора с работником-переселенцем предложено сократить с трёх до двух лет. Если сотрудник компании не отработал этот срок, то он будет обязан вернуть в бюджет потраченную часть субсидии.

Законопроект в ближайшее время будет рассмотрен в первом чтении. В случае принятия новые правила начнут действовать с 2019 года.

Механизмы, которые начали действовать по инициативе президента – территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, дальневосточный гектар – они привлекают население. Создающиеся предприятия требуют большого количества рабочих рук. В Приморском крае на судостроительном заводе “Звезда” через несколько лет будет работать уже свыше 25 тысяч человек. В Амурской области началось строительство газохимического завода, который только на этапе строительства привлёк около 20 тысяч специалистов. На эти предприятия приезжают работать люди из других регионов, которые захотят не просто переехать на Дальний Восток, чтобы заработать, а захотят осесть там, стать коренными жителями.

Депутат Госдумы от Приморского края
Владимир Новиков

По данным Минвостокразвития РФ и АРЧК ДВ, к 2025 году на Дальнем Востоке появятся 120 тысяч новых рабочих мест. Приоритет при трудоустройстве будет за дальневосточниками.

В 2017 году правительством России была утверждена Концепция демографической политики Дальнего Востока до 2025 года. В документе прописано, что на Дальнем Востоке поэтапно должны быть созданы хорошие социально-экономические условия. Это дополнительные выплаты семьям с детьми, новые пособия на первых детей, выплаты на второго ребенка в размере прожиточного минимума (причем на Дальнем Востоке они будут значительно выше, чем в среднем по России), и другие. Часть механизмов уже внедрена. Так, с 1 января 2018 года действует программа субсидирования ипотеки, которая дает возможность приобрести жилье под 6% годовых. Действовать такая процентная ставка будет до 31 декабря 2022 года, то есть на протяжении 4 лет. Родители с 2 детьми смогут получить субсидирование на 3 года, но только в случае, если второй ребенок родится в 2018-2022 годах. Для многодетных семей льготное субсидирование будет действовать в течение 5 лет. Воспользоваться мерами могут в том числе и дальневосточники.

Читайте также:
Авиакомпания «Volotea» (лоукостер), дешевые авиабилеты онлайн
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: